Как стало известно «НИ», в Госдуму внесен законопроект об отмене инструментального техосмотра в ГАИ и передаче его в ведение станций техобслуживания. Но взамен сотрудники ГАИ получат право проверять техническое состояние любого остановленного на дороге автомобиля, несмотря на наличие талона техосмотра. Если автомобиль сочтут неисправным, дальнейший путь он продолжит на эвакуаторе. Автор законопроекта депутат Алексей Сигуткин говорит, что «Единая Россия» законопроект уже одобрила. Противники новой процедуры уверены, что таким образом инспектор на дороге получит новый источник дохода в свой карман.

Поправки в закон «О безопасности дорожного движения» и в Кодекс об административных правонарушениях отменяют проведение инструментального техосмотра в ГАИ. Контроль за техническим состоянием автомобилей возложат на сертифицированные станции техобслуживания. Там автовладелец получит документ о том, что его автомобиль исправен, и на основании этого документа в ГАИ ему выдадут талон о прохождении техосмотра. Взамен такого послабления сотрудники ГАИ получат право «выборочно, на безвозмездной основе» проверять техническое состояние любого движущегося автомобиля. Формально это будет делаться с целью «контроля качества работы сервисных центров и выявления поддельных или необоснованно выданных документов о прохождении проверки технического состояния». Фактически же речь идет о возврате запрещенного сейчас повторного техосмотра.

Автор законопроекта депутат Алексей Сигуткин («Единая Россия») рассказал «НИ», что своими поправками преследовал две задачи. Во-первых, исключить езду на неисправном автомобиле. Вторая задача – ввести ответственность за талон техосмотра. По словам депутата, сегодня прошедший техосмотр автомобиль может совершить аварию в связи с неисправностью, и проводившие техосмотр сотрудники ГАИ не будут нести никакой ответственности. Законопроект же позволит страховой компании предъявить иск тому автосервису, который ремонтировал оказавшийся неисправным автомобиль.

По действующим правилам дорожного движения водитель на дороге обязан предъявлять сотруднику ГАИ водительское удостоверение, документы о регистрации транспортного средства, страховой полис ОСАГО и талон о прохождении техосмотра. При этом статья 12.1 Кодекса об административных правонарушениях прямо запрещает повторно проводить техосмотр автомобиля, «прошедшего его в установленном порядке». То есть прошедший техосмотр однажды автомобиль считается исправным до времени следующего техосмотра. Выезжать на дорогу запрещено лишь при неисправных рулевом управлении, тормозах, с негорящими фарами в темное время суток и с неработающими стеклоочистителями во время дождя. Депутат Сигуткин же предлагает разрешить сотрудникам ГАИ останавливать и проводить инструментальный осмотр любого автомобиля, техническое состояние которого покажется им подозрительным.

Но при этом получается, что исправность автомобиля сотрудник ГАИ будет определять на глаз. Со всеми вытекающими для водителя финансовыми последствиями. К тому же вряд ли можно организовать объективный инструментальный осмотр современного, напичканного электроникой автомобиля. С этой задачей и не всякий автосервис справляется.

Если в ходе уличного техосмотра автомобиль будет признан неисправным, дальше он поедет на эвакуаторе. Если же машина окажется исправной и водитель просто потеряет время, он сможет обратиться в суд с жалобой на неправомерное задержание. Что он там отсудит, г-н Сигуткин сказать затруднился. Зато понятно, что сами работники ГАИ получат новый повод для «решения вопроса на месте». Законопроект уже рассмотрела экспертная группа думской фракции «Единая Россия» и рекомендовала его к внесению, то есть «Единая Россия», по сути, предложение поддержала. Сейчас комитет Госдумы по энергетике, транспорту и связи собирает отзывы на законопроект. Его рассмотрение намечено на март следующего года. То есть уличный техосмотр может появиться в России уже в ближайшие полгода.

Идея передачи техосмотра в ведение станций техобслуживания разумна, однако возвращение повторного техосмотра перечеркивает всю эту разумность, убежден независимый депутат Госдумы Виктор Похмелкин. Он пояснил «НИ», что при прохождении техосмотра на станциях техобслуживания «нужны гарантии, что автомобилисты не станут жертвами произвола с их стороны». Злоупотребления могут быть связаны с «монополизмом и завинчиванием цен», но «это нормальный, цивилизованный путь». Для сотрудников ГАИ же техосмотр стал «серьезнейшим средством зарабатывания денег», и «они будут руками и ногами цепляться, чтобы эту миссию у них не отобрали». Как следует из диалогов на автомобильных интернет-форумах, взятка за «заочное» прохождение техосмотра составляет в среднем 3 тыс. рублей при официальной стоимости техосмотра в 565,5 рубля на общих основаниях, 50,5 рубля – для пенсионеров и 28,5 рубля – для ветеранов войны и героев. Депутат Похмелкин считает, что при изменении порядка прохождения техосмотра дополнительных полномочий сотрудникам ГАИ давать нельзя, а техническое состояние автомобиля должно стать «делом ответственности самого автовладельца».

Не исключено, что вместе с возвращением повторного техосмотра депутаты вернут и обязанность автовладельцев предъявлять при прохождении техосмотра квитанцию об уплате транспортного налога. Такой порядок существовал до 2003 года, однако затем транспортный налог отобрали у МВД и передали Министерству финансов. В результате собираемость налога вместо ожидаемых 40–50 млрд. рублей сократилась наполовину, так как одни владельцы его не платят сознательно, другие – потому что до них не доходят извещения, третьи – потому что налоговая служба не знает о наличии у них машины из-за плохо налаженного обмена информации с ГАИ. Так как прохождение техосмотра привязано к определенному месяцу, а извещение из налоговой службы к этому времени может не дойти, автовладельцам предложат авансом оплачивать транспортный налог за полугодие или три квартала, а при получении извещения доплатить разницу. Размер транспортного налога устанавливается в каждом регионе самостоятельно. В Москве он составляет от 7 рублей за лошадиную силу (л.с.) при мощности двигателя от 70 до 100 л.с.; и 100 рублей за одну лошадиную силу придется платить при мощности двигателя свыше 250 л.с. Таким образом, владелец «Жигулей» с полуторалитровым двигателем должен платить 525 рублей, владелец джипа с шестилитровым двигателем – 30 тыс. рублей.

Впрочем, шаг к ужесточению процедуры техосмотра в столице уже сделан. С 1 января следующего года новым автомобилям придется проходить инструментальный техосмотр, тогда как сейчас талон техосмотра им выдают автоматически при регистрации. Таким образом, к 2,5 млн. московских легковушек, ежегодно проходящих техосмотр, добавятся еще примерно 300 тыс. новых машин. В ГАИ утверждают, что очередей нет и не будет. многие эксперты считают, что сотрудники ГАИ и так всеми способами создают очереди на пунктах инструментального контроля, чтобы автомобилистам было проще заплатить, чем пройти техосмотр законно. А тут появится новый поток платящих, что неизбежно приведет к увеличению «левых» техосмотров.

На рассмотрении Госдумы также находятся законопроекты о многократном увеличении штрафов и об отмене рукописной доверенности. Поправки в 12-ю, «автомобильную» главу Кодекса об административных правонарушениях внесли в Госдуму четыре депутата-«единоросса» – Александр Москалец, Владимир Плигин, Александр Харитонов и Александр Стрельников.

Предлагается многократно повысить штрафы за большинство нарушений правил дорожного движения. Так, за непристегнутый ремень штраф возрастает с 50 до 500 рублей, за езду по тротуарам – с 50 до 1000 рублей плюс лишение прав на год, а за превышение скорости более чем на 60 км в час вместо нынешних 300–500 рублей штрафа и лишения прав на два – четыре месяца собираются штрафовать на 2–2,5 тыс. рублей и лишать прав на 1,5–2 года. Кроме того, депутаты предлагают восстановить существовавшую до 1997 года балльную систему учета нарушений.

Один из авторов законопроекта, Владимир Плигин, сказал «НИ», что предлагаемые санкции – вовсе не жесткие, а наоборот, мягкие, потому что, к примеру, «за управление транспортным средством лицом, лишенным права управления и находящимся в состоянии алкогольного опьянения, предлагается ввести арест на 15 суток», тогда как «в европейских странах за аналогичное правонарушение стартовый срок – от шести месяцев лишения свободы». Трудно оспорить необходимость борьбы с пьяными водителями без прав. Но по традиции депутаты, прикрываясь этой борьбой, раз за разом стараются заодно усложнить и жизнь трезвых добропорядочных автовладельцев, обложив и их непомерными штрафами за нарушения вроде непристегнутого ремня.

Второй закон, соавтором которого также является Владимир Плигин, предусматривает запрет на рукописные доверенности под предлогом борьбы с угонами и терроризмом. Депутат согласен, что принятие закона может привести к очередям в нотариальных конторах, и рекомендует водителям оформлять нотариально заверенные доверенности уже сейчас. Однако до парламентских и президентских выборов 2007–2008 годов автовладельцев, скорее всего, оставят в покое. Как рассказали «НИ» в руководстве «Единой России», оба законопроекта в настоящее время находятся на рассмотрении рабочей группы, и не определена даже дата их обсуждения в профильном комитете, не говоря о вынесении на пленарное заседание Госдумы. В России машины имеют около 40% семей, и партия власти вряд ли рискнет настраивать против себя такое количество избирателей.

Правда, похоже, что депутаты устали по чуть-чуть править ПДД и решили взяться за дело более решительно. Вчера спикер Госдумы Борис Грызлов сообщил, что скоро в России появится отдельный федеральный закон о правилах дорожного движения. Напомним, что сейчас правила утверждаются правительством. По словам спикера, «если у нас есть законы, регулирующие деятельность тысяч людей, то законы, касающиеся деятельности десятков миллионов людей, должны проходить тщательную проверку». Радует лишь то, что разработка закона все-таки поручена профессионалу – экс-начальнику ГИБДД, а ныне сенатору от Карелии Владимиру Федорову. Сроки принятия закона пока что не определены.

ОДИН РАЗ В ЧЕТЫРЕ ГОДА

В Бельгии многие водители вообще не знают, что такое техосмотр. Это те, кто пользуется лизингом или меняет машины не реже одного раза в четыре года. Именно через четыре года после регистрации нового автомобиля в ваш домашний почтовый ящик приходит зеленая повестка с предложением посетить пункт техосмотра по одному из указанных адресов. В большом городе обычно есть выбор – куда ближе или удобнее. В Брюсселе с его миллионным населением есть не менее трех таких пунктов. Неудобство в том, что в будни они открыты как раз в рабочее время, а в субботу в очереди можно простоять час и больше. Респектабельных господ в очереди немного. Они предпочитают ездить на новой технике, а тут народ попроще. Приемщик забирает документы, и дальше – конвейер стендов. Сначала – водитель сам за рулем, потом выходит из машины, и его место занимают техники. А сами вы уже в зале ожидания, где сидят еще человек семь-восемь. Двадцатку евро – в кассу, наличными или банковской карточкой, и ждете, когда диспетчер по громкой связи назовет вашу фамилию. Возвращают вам документы на машину и талон о прохождении техосмотра. И тут только вы замечаете, что он, увы, красного, а не зеленого цвета. И с надписью мелким шрифтом: «отрегулировать фары» или «недостаточный рельеф протектора». Несколько дней и с такой бумажкой можно ездить, но этот срок дается только для того, чтобы без аврала устранить неисправность. Дольше не дадут: вы в базе данных компьютера. Приходится гнать машину в сервис, а там не всякий дефект исправят сразу без очереди. Короче – досадные хлопоты. В идеале еще бы до техосмотра съездить к своему механику. За повторный осмотр доплачивать приходится немного. И тогда вы получите зеленый талон. Совершенства от машины при европейском техосмотре не требуют, и зеленый дают, даже если есть дефекты, не влияющие на безопасность и экологию. Но в талоне обязательно напишут, например: «механические повреждения днища», «треснут бампер», «сквозные разрушения кузова коррозией»… Ездить можно. И счастливый водитель, схватив бумаги, с облегчением уезжает. Александр МИНЕЕВ, Брюссель

А вы прошли техосмотр?

Валерий РЯЗАНСКИЙ, заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме:

– Техосмотр я проходил в этом году. Был лично, и это связано с некоторыми формальностями в документах. Дело в том, что в наших думских удостоверениях на право владения транспортными средствами написана очень мелким почерком удивительная фраза, согласно которой мы не имеем права никому доверить свой автомобиль. Это распоряжение правительства уже устарело, но что написано пером в нашей практике, то и топором не вырубишь. Вот и приходилось ездить самому менять документы. В принципе, претензий к процедуре осмотра не имею. Хочется только, чтоб центров такого рода стало больше, и обслуживание шло не только по линии ГАИ, но этим смогли заниматься и другие компании. Это поможет избежать таких ужасных очередей. Еще есть одно неудобство: непродуманная система оплаты. То есть нужно найти кассу, заплатить, а потом снова вернуться в центр со всеми «квиточками».

Борис НАДЕЖДИН, секретарь Политсовета СПС:

– У меня этим водитель занимается. Техосмотр проводился в прошлом году, когда машина еще новая была, недавно куплена. Однако у меня есть гипотеза, что мой водитель как-то проходит эту процедуру, минуя очереди и другие «неприятности». И при этом машина никуда не девалась, и удивительным образом документы о техосмотре появились. Возможно, это потому, что машина новая… Честно говоря, я в последний раз лично проходил техосмотр – когда сам приехал, что-то смотрели, тормоза какие-то проверяли – еще в девяностых годах.

Владимир ВИНОКУР, артист:

– Я техосмотр всегда прохожу вовремя. Вообще-то этим у меня занимаются администратор и водитель, но я всегда слежу за тем, чтоб все было по документам в порядке. И претензий к процедуре осмотра никаких не имею. Все устраивает.

Лариса РУБАЛЬСКАЯ, поэт-песенник:

– Я техосмотр прохожу регулярно. Последний раз проходила в прошлом году. Я человек беспроблемный, и все делаю вовремя, никогда ни по какому поводу не возмущаюсь. Если, например, очередь – так могу и постоять немножко.

Анастасия ВОЛОЧКОВА, балерина:

– У меня машина – «Мерседес», но я сама водить не умею, этим занимается мой водитель. Он же и техосмотр проходит. Кстати, буквально три дня назад он с этой задачей справился. Ни я, ни мой водитель к процедуре осмотра никаких претензий не имеем. Опрос провела Кира ВАСИЛЬЕВА

"Новые Известия"

***