Всю минувшую неделю находились в состоянии неопределенности 10 600 работников предприятия Hamburg-Finkenwerder, где осуществляется сборка аэробуса А-380: руководство компании Airbus – дочернего предприятия Европейского аэрокосмического оборонного концерна EADS, склонялось к переносу производства из Гамбурга в Тулузу.

По объему производства и численности персонала EADS (European Aeronautic Defence and Space) уступает только американской компании Boeing. Более 113 тысяч инженеров и рабочих, занятых на 70 заводах в Европе и еще 35 производствах в других частях света, обеспечивают выпуск продукции на сумму свыше 30 млрд. евро в год (в 2005 году 34,2 млрд. евро). Концерн в его нынешнем виде образовался в 2000 году путем слияния капиталов немецкой DASA (Daimler-Chrysler Aerospace), французской Arospatiale-Matra и испанской CASA (Construcciones Aeronuticas). Штаб-квартира немецкого отделения концерна находится в Оттобрунне, близ Мюнхена.

   

Кадры решают все

   Двухэтажный аэробус А-380 за свои габариты (высота 24 м, длина 73 м, размах крыльев 70,4 м), получил от конструкторов название Superjumbo («Супергигант»). Способный совершать беспосадочные перелеты на расстояние до 15 тыс. км, он рассчитан на 555 пассажиров, а в чартерном варианте – на 853. По сравнению со своим главным конкурентом Boeing 747, А-380 менее шумный, почти на 15% дешевле и вместительнее (Boeing вмещает около 400 пассажиров).

   О неудачах EADS известно было и ранее. В июне его ценные бумаги всего за несколько дней потеряли четвертую часть стоимости. На фоне столь резкого спада конъюнктуры уже в июле по решению наблюдательного совета частично сменилось руководство концерна. Один из двух исполнительных директоров, француз Ноэль Форжар (Noel Forgeard), ушел в отставку, что укрепило влияние его коллеги – немца Томаса Эндерса (Thomas Enders), занявшего этот пост менее года назад (любопытный штрих: отставка Форжара последовала, как только стало известно, что еще в марте, то есть до падения биржевого курса акций EADS, он, видимо, ясно представляя, к чему идут дела, с большой выгодой для себя избавился от принадлежавших ему ценных бумаг концерна, выручив «чистыми» 2,5 млн. евро). Одновременно с Форжаром, которого сменил его соотечественник Луис Галлуа (Louis Gallois), до того руководивший Национальной железнодорожной компанией Франции, в отставку ушел и глава Airbus Густав Хумберт (Gustav Humbert). Его место занял француз Кристиан Штрайф (Christian Streiff), имеющий большой опыт работы в Германии.

   Как чаще всего и бывает в таких случаях, новое руководство во всех бедах обвинило предшественников: «Нынешний кризис вызван ошибками менеджмента, допущенными много лет тому назад», – заявил Эндерс по завершении кадровых перестановок. После чего, засучив рукава, вместе с коллегами взялся исправлять ситуацию. Первым делом обновленное руководство концерна объявило о своем намерении стабилизировать процесс производства A-380 и оптимизировать производственную стратегию. Но день шел за днем, одна неделя сменяла другую, сначала планировали начать поставку первой партии «Супергиганта» с декабря 2006 года, затем срок передвинули аж на вторую половину 2007-го. И, наконец, была высказана идея перенести сборочные работы из Гамбурга в Тулузу – как было заявлено, «в целях концентрации производства».

   

Паритет так паритет!

   Еще перед запуском в производство А-380 правительство Гамбурга вложило в подготовку заводской инфрастуктуры около 750 млн. евро. На эти средства были скуплены прилегающие к предприятию Hamburg-Finkenwerder частные земельные участки, расширена посадочная полоса и т. д. Поэтому менеджмент EADS, представляя, как к решению отнесутся в Германии в целом и в Гамбурге в частности, «подсластил пилюлю» обещанием компенсировать предстоящую утрату производства А-380 переносом сюда выпуска узкофюзеляжных самолетов для авиалиний малой и средней дальности А-320, рассчитанных до 200 пассажиров. Но профсоюз IG Metall Kste и политики – как гамбургские, так и федерального уровня, – решительно воспротивились подобной замене, мотивируя свой отказ тем, что, во-первых, это все равно приведет к значительному сокращению рабочих мест, во-вторых, становятся бесполезными 750-миллионные инвестиции в подготовку производственных площадей для А-380, а в-третьих, это вопрос престижа: Германия хочет участвовать в производстве суперлайнера в равной доле с Францией. По поводу последнего обстоятельства следует пояснить, что все стратегические решения EADS принимаются с учетом национальных интересов крупнейших акционеров – Франции, которой принадлежит 24,8% акций (из них 15% государству), и Германии, где 22,5% принадлежат компании DaimlerChrysler. От доли участия акционеров прямо зависит как распределение менеджерских должностей, так и крупных заказов, поэтому производство А-380 поделено между филиалами концерна в Гамбурге и в Тулузе.

   

Молчание – знак гарантии?

   Хотя, в отличие от Франции, государственные структуры Германии не являются держателями акций EADS, о моральной ответственности перед немецкими сотрудниками и о возможных требованиях компенсировать вложенные администрацией Гамбурга 750 млн. главу Airbus Кристиана Штрайфа предупредили представители всех фракций Бундестага. В минувший четверг, 5 октября, федеральный министр экономики Михаэль Глос (Michael Gloss) провел встречу с исполнительным директором EADS Томасом Эндерсом. В ней принял участие и бургомистр Гамбурга Оле фон Бойст (Ole von Beust). И хотя по окончании встречи Эндерс воздержался от каких-либо конкретных заявлений по поводу дальнейшей судьбы А-380 в Гамбурге, Глос объявил, что Эндерс гарантировал ему, что «ни одно из немецких производств концерна не пострадает» (кроме Гамбурга, в программах EADS заняты 10 тысяч работников на предприятиях в Бремене, нижнесаксонских городах Букстехуде, Фареле, Норденхаме и Штаде, а также в баварском Лаупхайме). В том же духе высказался и фон Бойст: выразив уверенность в продолжении тесного сотрудничества с новым менеджментом Airbus, он поблагодарил Эндерса за «его гарантии политически ответственно подходить к принятию решений, памятуя при этом об интересах Германии». Насколько тверды гарантии Эндерса – покажет самое ближайшее время.

Сергей Дебрер

N- 41/2006 16.10

"Русская Германия"

***