Наше восприятие цвета конкретных предметов сильно зависит от памяти об этих предметах, от сложившихся в нашем мозгу стереотипов — это выяснили Карл Гегенфуртнер (Karl Gegenfurtner) и его коллеги из университета Гессена (Universität Gießen).

Даже при разглядывании чёрно-белого снимка бананов люди подсознательно держат в уме жёлтый цвет (фото с сайта nature.com).

Оказывается, наше восприятие цвета предметов во многом зависит от того, какой цвет мы ожидаем увидеть. Речь идёт о таких вещах, для которых в нашей памяти существует стереотип. Например — о фруктах.

Немецкие психологи провели эксперимент. Добровольцам показывали на экране образы фруктов на сером фоне. Цвета фруктов были искажены, а иной раз и вовсе сильно отличались от настоящих. Испытуемых просили при помощи регулировок основных цветов привести цвет фрукта к серому, чтобы он стал идентичным фону.

Оказалось, что сделать это не так-то просто. Например, при регулировке цвета банана испытуемые добавляли слишком много синего в тот момент, когда им казалось, что цвет фрукта — точно серый. Причина была именно в памяти о банане. Он казался добровольцам всё ещё жёлтым в тот момент регулировки, когда в действительности достигался серый цвет. Поэтому участники эксперимента перебарщивали с добавкой синего (на круговой диаграмме цвета он противоположен жёлтому), чтобы компенсировать кажущийся им жёлтый.

При этом исходный цвет банана мог быть любым — красным, например.

А когда добровольцам показывали нейтральную фигуру — однородный цветной диск, эта проблема исчезала: люди точно делали круг серым.

Предыдущие опыты психологов также показали, что цвета, типичные для того или иного предмета, кажутся нам более интенсивными. Так, добровольцам показывали траву, убирали её, а после просили выбрать её точный цвет среди большого набора карточек с разными оттенками зелёного. И испытуемые чаще всего выбирали более яркий зелёный, чем тот, какой в действительности был у предъявленных им травинок.

Гегенфуртнер утверждает, что всё это доказывает важность памяти на цвета в восприятии хорошо знакомых нам предметов.

MEMBRANA

***