Сегодня в Минске открывается заседание Совета министров иностранных дел стран СНГ. Оно не обещает быть долгим и дискуссионным: из 19 вопросов повестки дня 14 подпишут, не обсуждая. Потому как сами вопросы малозначащие. Обсуждение судьбоносных проблем – прерогатива совета глав государств СНГ, в просторечии именуемого «саммитом». А юбилейный, 15-й саммит СНГ, первоначально запланированный на 16–17 октября, перенесен на конец ноября. Учитывая, что и эта дата условна, Содружество вообще может остаться без юбилея.

О переносе саммита президент РФ Владимир Путин и глава председательствующего сейчас в СНГ Казахстана Нурсултан Назарбаев договорились 3 октября на встрече в Уральске. Затем российский МИД направил в исполком СНГ ноту с предложением отодвинуть сроки саммита примерно на месяц – из-за «неподготовленности повестки дня». 7 октября Александр Лукашенко на срочно созванной пресс-конференции в Минске предал огласке содержание этой ноты и сопроводил свое заявление беспрецедентным выпадом в адрес Москвы и Астаны: некоторые страны Содружества «считают себя государствами первого ранга и единолично принимают решение о переносе саммита. Так поступать нельзя!» – открыто сказал белорусский лидер президентам Путину и Назарбаеву.

Еще через два дня, впервые в новейшей истории белорусско-украинских отношений, «демократический» Киев солидаризировался с «тоталитарным» Минском: МИД Украины назвал перенос заседаний высших органов СНГ без согласования всеми сторонами «некорректным». При этом официальный представитель украинского министерства иностранных дел Андрей Дещица специально подчеркнул, что президент Белоруссии, хозяйки саммита, «уже дал этому свою оценку». Попутно Дещица дал понять, что называемая исполнительным комитетом СНГ новая дата саммита, 28 ноября, – ничем не подкрепленный оптимизм: «Учитывая необходимость нового согласования, на данный момент говорить о каких-то сроках нет возможности».

В исполкоме СНГ вслед за МИД РФ тиражируют версию, что причина неожиданной инициативы России с переносом саммита – в необходимости «внести поправки в проект реформирования СНГ», разосланный Нурсултаном Назарбаевым еще в июле всем участникам СНГ. Однако верится в это с трудом.

Сколь бы важным ни было внесение поправок в согласованный проект документа за две недели до саммита, это еще не повод для его отмены. При таком сценарии экспертные группы, засучив рукава, все дорабатывают. О принципиальных расхождениях по проекту тоже говорить не приходится – все стало бы известно куда раньше. Наиболее правдоподобная версия – вспышка внезапного гнева со стороны России. Тем более гнев как инструмент политики – это уже стало слишком по-нашему.

29 сентября, т.е. за пять дней до встречи Путина и Назарбаева в Уральске, Лукашенко на очередной пресс-конференции обвинил Россию в замедлении темпов создания союзного государства, а также в установлении «небратских цен» на газ для Белоруссии. В переводе на язык реальной политики эти обвинения означали следующее: а) Белоруссия, несмотря на российский прессинг, не хочет за здорово живешь отдавать «Белтрансгаз» под контроль «Газпрома»; б) новые российские цены на газ нас не пугают, мы вообще сможем скоро слезть с российской энергоиглы, поскольку уже договорились с альтернативным поставщиком в лице президента Венесуэлы Уго Чавеса (тот, тоже, кстати, слывет «большим другом» России). Услышав такое, Москва пришла в ярость. И отказом ехать в Минск Лукашенко, по сути, дали шанс вновь хорошенько взвесить свои заявления и не забывать, чья негласная поддержка гарантирует ему пребывание у власти. Однако захочет ли Лукашенко, учитывая «фактор Чавеса» и примирительные заигрывания украинских соседей, внять предостережениям Москвы – большой вопрос.

На сегодня в СНГ есть три страны, открыто или латентно подумывающие о выходе из него вследствие непреодолимых разногласий с Москвой, – Украина, Грузия и Молдавия. Для них Евросоюз, НАТО и прочие прелести интеграции в западный мир – вектор развития. Необходимость же поиска реальной альтернативы российскому рынку, будь то энергоносители или продукты питания, – суровые будни. Если тройственная фронда будет усилена «братской Белоруссией», видимость дальнейшего будущего СНГ окажется нулевой.

"Новые Известия"

***