Первый Римский кинофестиваль — акция не столько культурная, сколько культмассовая. Все билеты на главные фестивальные фильмы были распроданы за 10 дней до открытия. Организаторы фестиваля отмечают, что из 40 тысяч билетов 35 тысяч раскупило местное население.

Николь Кидман представила в Риме свой новый фильм

Амбиции нового социалистического правительства Италии и лично мэра города Рима Вальтера Вельтрони, подкрепленные астрономическим бюджетом в 10 миллионов евро, воплотились в широкоформатное популистское шоу, согретое ностальгией по золотому веку римского кино.

Организаторы фестиваля во главе с генеральным директором Джорджо Госетти проектировали свое мероприятие «от противного»: очевидно, что переплюнуть Венецианское кинобиеннале невозможно, значит, нужно предложить миру то, что старушка Венеция дать не в силах — культмассовость, столичный гламур и кинорынок.

Круче, чем в Венеции

Римский кинофестиваль возьмет итальянскую столицу штурмом — фестивальное кино будут показывать в главных кинотеатрах города, на легендарной студии Чинечитта, на площадях Пополо и Императора Августа, в автобусах.

На заповедной Виа Венето пройдут показы кутюрье эпохи dolce vita, и весь феллиниевский квартал, от площади Барберини до ворот Порта-Пинчана, превратится в мемориал классики итальянского кино — с видео-инсталляциями, перформансами и фотографиями.

Главная площадка Первого Римского — гигантский стеклянно-бетонный «Аудиториум» в Парке музыки на северной окраине города, сооруженный классиком авангардного хай-тека Ренцо Пьяно.

«Это здание, построенное к началу третьего тысячелетия — любимое детище мэра Вельтрони, он его всячески пропагандирует, — рассказывает исследователь современной итальянской культуры, автор путеводителя по Риму Ольга Гринкруг. — Надо сказать, что хотя на вид «Аудиториум» — просто три больших бетонных трилобита, акустика здесь замечательная. Римляне успели привыкнуть к этому месту, здесь проходят концерты и гала-шоу заезжих знаменитостей, а вот в качестве кинозала «Аудиториум» будет использоваться впервые».

По словам Ольги Гринкруг, «Аудиториум» — единственная площадка вечного города, адаптированная к мероприятию такого гигантского масштаба.

«Мэр Вельтрони делал ставку на то, что здесь в Риме все будет намного круче, чем на венецианском Лидо, где здания рассыпаются от дряхлости. Единственная проблема в том, что добраться до «Аудиториума» без машины ужасно сложно, а с машиной тоже сложно, потому что трудно запарковаться!» — продолжает Ольга Гринкруг.

По распоряжению мэра Рима, на время фестиваля микроавтобусы между вокзалом Термини и «Аудиториумом» будут курсировать до глубокой ночи.

Несмотря на эти сложности, все билеты на главные фестивальные фильмы были распроданы за 10 дней до открытия. Организаторы фестиваля отмечают, что из 40 тысяч билетов 35 тысяч раскупило местное население.

Всенародное жюри и подарки от Bulgari

Жюри фестиваля, как и его публика, тоже будет местным и неслыханно массовым.

Режиссер Этторе Скола целую неделю проводил кастинг среди римских любителей кино, желающих попасть в первое в истории «Народное жюри». В результате Скола отобрал 40 человек, которые вместе с десятью кинопрофессионалами присудят три главных награды Международного Римского кинофестиваля — за лучший фильм, лучшую мужскую и лучшую женскую роль.

Все официальные призы фестиваля созданы дизайнерами ювелирного дома Bulgari. Первая римская награда, Актерская премия за вклад в киноискусство, была вручена накануне открытия Шону Коннери, который представит в Риме ретроспективу своих фильмов.

Отборщики Первого Римского, Джорджо Госетти и Тереза Кавина, смогли составить вполне достойную программу всемирных и европейских премьер, несмотря на то, что скептики в кругу коллег- кинопрофессионалов уверяли, что после Канна, Венеции, Торонто и Сан-Себастьяна авторских картин международного класса для Рима просто не останется.

Копируя опыт венецианского директора Марко Мюллера, Госетти и Кавина решили открыть фестиваль голливудским мейнстримом. Однако, в отличие от убойного нуара «Черной орхидеи», которым Марко Мюллер потчевал киноэлиту на Лидо, навеянный маргинальной романтикой шестидесятых биопик «Меха: воображаемый портрет Дианы Арбус» режиссера Стивена Шейнберга представляет римлянам Голливуд с человеческим лицом. Николь Кидман, сыгравшая культового фотографа Диану Арбус, согласилась исполнить роль хозяйки Римского фестиваля.

Вместо восточных кино-сладостей, введенных в европейское фестивальное меню Марко Мюллером, отборщики Первого Римского предлагают своим зрителям домашние диковинки с европейских окраин. В конкурс приглашен Робер Гедигян с картиной «Поездка в Армению», Темур и Гела Баблуани с «Наследством», Кирилл Серебренников с фильмом «Изображая жертву». Отар Иоселиани представит в Риме свою франко-итальяно-российскую трагикомедию «Сады осенью».

Рим — открытый город

Параллельно с конкурсными показами Римский фестиваль представит серию гала-премьер, панораму европейской и мировой киноклассики, программу нового итальянского кино, детские сеансы.

Римской публике покажут отреставрированную версию бессмертной картины Роберто Росселлини «Рим — открытый город». Организаторы фестиваля отмечают, что реставрация картины проводилась совместно с Венецианским кинобиеннале, а на премьеру 14 октября приглашен президент Итальянской Республики Джорджо Наполитано.

По гламуру и звездности Риму, кажется, удалось побить Венецию. Мартин Скорсезе представит на фестивале свой фильм «Отступники», Люк Бессон привозит долгожданного «Артура» — кино-анимацию по собственному сценарию. В Рим приедут мега-звездные голливудские итальянцы — Роберт де Ниро и Леонардо ди Каприо.

В рамках фестиваля пройдет трехдневный кинорынок c неоригинальным названием «Business Street»: директор Джорджо Госетти надеется, что поддержка коммерции и работа с независимыми продюсерами сделают Римский кинофестиваль значительным событием в европейском фестивальном календаре.

В суматохе перед гала-открытием гости фестиваля делились первыми впечатлениями. Продюсер конкурсного фильма «Изображая жертву» Наталья Мокрицкая пыталась раздобыть билеты на торжественную церемонию.

«К сожалению, здесь далеко не все говорят по-английски. Я хотела получить каталог фестиваля, но пока мне это не удалось. Вообще, конечно, участие нашего фильма в конкурсе — огромная честь! Сюда столько звезд понаехало! Мы надеемся на лучшее, но стараемся помнить свое место», — сказала продюсер Наталья Мокрицкая.

Сам Кирилл Серебренников появится в Риме 20-ого октября, чтобы представить «Изображая жертву».

Соперник Кирилла Серебренникова на Римском конкурсе, Отар Иоселиани приехал на церемонию открытия, но не был готов обсуждать шансы «Садов осенью» на приз от Bulgari . «Ничего пока не могу вам сказать! Откуда я знаю, что здесь будет! Я вот только чемоданы распаковал. Посмотрим», — сказал патриарх авторского кино, заявивший в недавнем интервью, что комедия «Сады осенью» станет его последним фильмом.

Мария Бейкер

для BBCRussian.com

пятница, 13 октября 2006 г., 20:16 GMT 00:16 MCK

Би-би-си

***