14 октября 1898 года в Самару прибыл министр внутренних дел сенатор И.Л.Горемыкин для ознакомления с экономической ситуацией в губернии. Самарский губернатор А.С.Брянчанинов заранее известил о его приезде городского голову П.А.Арапова. Высокий гость хотел ознакомиться с экономическим положением губернии, которую постиг очередной неурожай хлебов. Так что «головная боль» должна была быть прежде всего у губернатора и земского начальства. Но, разумеется, и власти города не могли устраниться от встречи такого влиятельного лица. Тем более что именно по представлению министра внутренних дел Петр Александрович Арапов и был утвержден год назад в своей должности.

Министр прибыл в Самару около 10 утра. Среди встречавших его находились именитые граждане, гласные думы: Д.П.Новокрещенов, И.С. Селиверстов, П.П.Подбельский, А.Г.Курлин, И.В.Константинов. Они поднесли гостю хлеб-соль на блюде, купленном у купца П.И.Головкина. Но дело этим не ограничилось. На очередном заседании думы гласные решили присвоить действительному тайному советнику Ивану Логиновичу Горемыкину звание почетного гражданина города Самары.

Советские историки не очень почтительно отзываются о Горемыкине, который в начале 1914 года стал Председателем Совета Министров. Говорят, что он «вынут из нафталина», что подчиненные называли его «высокобезразличие». Может быть. Но они ничего не говорят о нравственности этого человека. А в 1898 году Иван Логинович поблагодарил Самарскую городскую думу за высокую честь, ему оказанную, и напомнил, что городские органы самоуправления находятся в подчинении МВД и он «затрудняется» просить соизволения императора на присвоение почетного звания самому себе. Это был первый и единственный в практике Самарской городской думы случай, когда человек отказывался принять звание почетного гражданина.

*