Бензин отвязался. Российское топливо дорожает вопреки экономической теории и мировой конъюнктуре
С 25 сентября по 2 октября цены на автомобильный бензин в России наконец снизились на 0,1%, сообщил вчера Росстат. Напомним, что до этого они постоянно росли и по сравнению с декабрем 2005 года выросли на 12,2%. За сентябрь в целом, несмотря на снижение на последней неделе, бензин подорожал на 2,7%. Из-за этого инфляция в сентябре составила 0,1% вместо ожидаемой дефляции.
Фото: Reuters |
Напомним, что в прошлом году правительство и ведущие нефтяные компаний договорились в аналогичной ситуации о замораживании цен. В результате на протяжении года и вплоть до августа цены увеличивались очень плавно. С января по июль они выросли на 3,7%, а в августе прыгнули сразу на 5,4%. В этом году после встречи премьер-министра Михаила Фрадкова с капитанами нефтяной отрасли 12 сентября ни о каких договоренностях объявлено не было. И сентябрьские цены, по наблюдениям Росстата, росли три недели подряд вплоть до 25 сентября, и их сентябрьский прирост составил 2,7%.
Резкое подорожание бензина в России началось в августе, когда мировые цены на нефть начали падать. Например, вчера стоимость «черного золота» была уже минимальной за последние восемь месяцев. На фоне низких цен были установлены рекордно высокие вывозные пошлины на нефть. По мнению заместителя главы Центробанка Алексея Улюкаева, нефтяникам должно было стать выгодно оставлять нефть в России, а не везти ее за границу, и цены на сырую нефть и на бензин должны пойти вниз.
Внутренняя оптовая цена нефти в полном согласии с этой теорией упала в сентябре с $35 до $25 за баррель (т. е. почти на треть). А бензин не подешевел, а подорожал почти на 3%.
Бензин между тем дешевел во всей Европе. Например, в Греции за сентябрь падение цен достигло 16%. По данным Центра развития (ЦР), зависимость российского розничного рынка бензина от международной конъюнктуры в последнее время вообще не прослеживается, хотя еще пять лет назад такая зависимость была. По подсчетам ЦР, если бы такая зависимость сохранялась, стоимость должна была снизиться за первое полугодие на 4,7%, а не подорожать на 2,5%.
Экономические и конъюнктурные закономерности не срабатывают в условиях российского сильно монополизированного рынка. «Производители бензина пользуются возможностью, чтобы получить сверхприбыль,– говорит начальник аналитического управления «Велес Капитал» Михаил Зак.– И вряд ли они станут снижать цены без вмешательства антимонопольных органов». Сначала бензин был дорогим (несмотря на дешевеющее сырье), поскольку НПЗ реализовывали его из своих запасов. Это топливо было произведено еще из «старой», дорогой нефти, поясняет аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев. Однако компании имели возможность продолжать продавать его по «старым» ценам. Когда запасы кончились, начались продажи топлива, произведенного из более дешевой нефти. Таким образом, при отсутствии конкуренции российские компании нашли способ сохранить прежнюю маржу даже при резко дешевеющем сырье, переложив эту проблему на потребителя.
ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ № 192 (№ 3523) от 13.10.2006, ПТ
***