На празднике выступят мировые «звезды» фигурного катания: Евгений Плющенко, Ирина Слуцкая, Татьяна Навка и Роман Костомаров, Елена Бережная и Антон Сихарулидзе, Ирина Лобачева и Илья Авербух, Марина Петрова и Алексей Тихонов.

В паре с Людмилой Пахомовой Горшков шесть раз выигрывал чемпионаты мира и Европы. Во многом благодаря успешным выступлениям Людмилы и Александра спортивные танцы на льду были в 1976 году включены в программу Олимпийских игр, которые Александр и Людмила выиграли.

Сейчас Александр Георгиевич не только руководитель Международного отдела Национального олимпийского комитета России, но еще и председатель Комитета по танцам на льду Международного союза конькобежцев.

— Приятно, конечно, что мой юбилей отметят красочным шоу, — сказал Горшков корреспонденту «Труда». — Но мне немного грустно. Все-таки 60 лет — возраст солидный.

— Говорят, в юности вы и не собирались становиться спортсменом…

— Чистая правда. Я всегда хотел заниматься точными науками. А тягу к технике проявлял чуть ли не с рождения. Мама рассказывала: когда я еще не умел ходить, мне для забавы в кроватку положили будильник. Как же удивились родители, когда они увидели будильник разобранным! Собрать его, правда, в тот раз мне не удалось. Но сегодня любой ремонт автомобиля делаю своими руками.

Кто знает, как сложилась бы дальше моя жизнь, если бы я закончил технический вуз? Впрочем, увлечение точными науками мне в жизни помогло. Когда учился в Московском институте физкультуры, формулы всех биохимических процессов тренировочного цикла, которые мои сокурсники воспринимали с трудом, я изучал легко и с интересом.

— А правда, что музыку к знаменитому номеру «Кумпарсита» вам навязали? И не возникало ли у вас противоречия между «музыкой для работы» и музыкой для души?

— В 60 — 70-х годах российскую молодежь старались изолировать от модных в то время музыкальных течений. Когда мы уже в составе сборной страны начали выезжать за рубеж, то порой экономили там даже на еде. Но совсем не для того, чтобы «прибарахлиться»: покупали пластинки, которые в Союзе не продавались. У нас не было какого-то одного любимого музыканта или жанра. По этой части мы с моей первой женой и партнершей Милой Пахомовой были «всеядны». Слушая музыку для души, непроизвольно каждую любимую мелодию оценивали с точки зрения — «а насколько она может быть использована для танца?». Что касается выбора музыки к программе, то он всегда происходил каким-то курьезным способом. Например, кататься под «Кумпарситу» предложил муж нашей наставницы Елены Чайковской — спортивный журналист Анатолий Чайковский. Именно этот номер больше всего полюбился ценителям фигурного катания. Вообще выбор музыки — один из решающих моментов в нашем виде спорта. Если сам первый раз послушаешь — и пойдут мурашки по телу, тогда точно что-то, да получится. А под музыку невыразительную или просто неподходящую даже высококлассное исполнение танца впечатления на зрителей не произведет.

— Вы всю свою спортивную карьеру были под началом знаменитого тренера Елены Чайковской. А не было таких моментов, когда чисто мужское начало противилось?

— Мы с Пахомовой вообще стали первыми учениками тренера Чайковской. Людмила к тому моменту уже становилась чемпионкой СССР в паре с Виктором Рыжкиным. Я же на тот момент каких-либо серьезных успехов не добился. Чайковская побеждала на первенствах страны в одиночном катании. Закончила она не инфизкульт, а престижнейший ГИТИС, так что была буквально переполнена идеями — и как балетмейстер, и как тренер. И мы трое всегда были настолько одержимы работой, творческими планами, что до обид дело никогда не доходило.

«Труд» №188 (25116), 11.10.06

***