Встреча на Эльбе. В Дрездене говорили о Политковской и "Газпроме"
Владимир Путин вчера впервые публично прокомментировал убийство Анны Политковской. Президент России сделал это во время визита в Германию на совместной пресс-конференции с канцлером ФРГ Ангелой Меркель. Путин считает, что «омерзительное по своей жестокости» убийство журналистки «Новой газеты» «нанесло действующей власти больший урон, чем ее публикации».
Очевидно, что Владимир Путин был готов к соответствующим вопросам, но сам проявлять инициативу не стал. Путин и Меркель вышли к журналистам после переговоров, проходивших в историческом интерьере — в музее «Зеленый свод», сокровищнице саксонских курфюрстов. Первой слово взяла Ангела Меркель, которая сразу же сказала, что потрясена убийством Политковской.
Первый вопрос вновь касался убийства и был адресован канцлеру ФРГ. Немецкая журналистка хотела знать, разделяет ли Путин, по мнению самой г-жи Меркель, ее озабоченность и не шла ли речь о возможности проведения независимого расследования. Канцлер была вынуждена повторить, что президент пообещал сделать все необходимое для расследования, и это покажет, насколько ценна свобода слова в России.
Промолчать Владимиру Путину было неудобно. «Если позволите, тоже пару слов скажу на эту тему, — продолжил он. — Это омерзительное по своей жестокости преступление, и оно не должно остаться безнаказанным». Затем Владимир Путин перешел к политической оценке убийства. «Степень ее (Анны Политковской. — Ред.) влияния на политическую жизнь в стране была незначительной», хотя она, по словам президента, была хорошо известна в журналистских и правозащитных кругах, на Западе.
Президент сказал, что Политковская резко критиковала власть. «Однако убийство, — считает он, — нанесло действующей власти больший урон, чем ее публикации. Это очевидно. Кто бы ни были убийцы и какими бы мотивами они ни руководствовались, они преступники. Они должны быть изобличены и наказаны».
Больше лидерам стран отвечать на трудные вопросы не пришлось: об экономическом сотрудничестве они всегда говорят с удовольствием. Тем более что журналисты ждали от Владимира Путина пояснений решения, принятого в понедельник «Газпромом», — об аннулировании тендера на выбор иностранных партнеров по проекту освоения Штокмановского месторождения. Как известно, накануне визита российского президента в Германию глава «Газпрома» Алексей Миллер объявил, что концерн самостоятельно справится с разработкой Штокмановского, отменяет тендер на реализацию к 2012 году проекта «Штокмановский СПГ» и пересматривает приоритет поставок газа с этого месторождения (вместо США — в Европу по строящемуся газопроводу Nord Stream по дну Балтики).
Владимир Путин не стал говорить о том, как повлияло это решение на взаимоотношения с США. Однако из его слов следовало, что Германия становится привилегированным партнером России в энергетике — таким, каким уже не сможет стать никакая другая страна.
Он сообщил, что Ангела Меркель лично просила его на одной из встреч изучить возможность переориентировать часть потока штокмановского газа на европейский рынок. Так что просьба г-жи Меркель была удовлетворена. В результате разработки «Штокмана» и отправки газа по «северному потоку» на германское побережье Балтики, подчеркнул Путин, ФРГ будет получать из России плюс к нынешним 40 млрд куб.м газа ежегодно еще 50—55 млрд. Понятно, что сама немецкая экономика в таком объеме газа не нуждается. «Это меняет энергетическое лицо Германии и повышает ее роль в этих делах», — сказал Путин и добавил: «Мы делаем это сознательно».
Что же касается отмены тендера, то президент был лаконичен: «Газпром» провел анализ предложений. Нас интересовал обмен активами. Но никто не предложил такой объем активов, который соответствовал бы участию в разработке Штокмановского месторождения».
Вечером после переговоров, пресс-конференции, а также открытия памятника Федору Достоевскому Владимир Путин и Ангела Меркель участвовали в форуме «Петербургский диалог». Здесь в присутствии нескольких сотен немецких и российских политиков, предпринимателей, представителей общественных организаций Путин высказал свою версию убийства Анны Политковской. Он отметил, что убийства журналистов, к сожалению, «не единичные факты», они происходят в самых разных странах: «Прискорбно, что это происходит в нашей стране». В этой связи он упомянул убийство «американского журналиста российского происхождения» Пола Хлебникова. Его книга «Разговор с варваром», сказал президент, не понравилась ее «героям». У убийц же Политковской, по мнению президента, могли быть далеко идущие планы. «Люди, которые прячутся от российского правосудия, вынашивают планы принести кого-нибудь в жертву, чтобы создать волну антироссийских настроений», — заявил президент.
Вчерашний день для Владимира Путина закончился ужином с Ангелой Меркель, после которого была запланирована встреча российского президента с представителями «Газпрома» и футбольного клуба «Шальке-04» (российский газовый монополист объявил о спонсорской поддержке этой команды из Гельзенкирхена).
Андрей ДЕНИСОВ, Дрезден
N°186
11 октября 2006
***