Жителей российской столицы продолжают приучать к мысли, что свой официальный титул Москва неофициально должна делить с Санкт-Петербургом, претендующим на звание культурного центра страны. Очередное веяние моды на все питерское — пуск в Московском метрополитене в рамках юбилейной программы «Сердца столиц соединяя» состава «Красная стрела». Перекрашенный из традиционно сине-голубого в красно-желтый электропоезд назван в честь одноименного экспресса, вот уже 75 лет курсирующего между Питером и Москвой.

Со вчерашнего дня москвичи и гости столицы могут прокатиться на ретроспективном составе, который ходит по Сокольнической линии метро. Запускали электропоезд с пафосом, который в Москве неизбежно означает и определенные неудобства для пассажиров. Утром в понедельник метрополитен закрыл по одному из входных вестибюлей на станциях «Красные ворота» и «Воробьевы горы». Впрочем, VIP-персоны, безопасность которых таким образом была обеспечена, пробыли под землей не слишком долго. И уже в скором времени работа одной из самых загруженных веток метро нормализовалась.

Названная и стилизованная под свою железнодорожную тезку «Красная стрела» остается обычным электропоездом подземки. Разве что ставшую привычной рекламу на дверях и стенах вагонов заменили на коллекционные архивные документы, редкие фотографии, рассказывающие о создании и запуске знаменитого экспресса, отмечающего в этом году 75-летие. Первый рейс экспресса между Москвой и в ту пору Ленинградом состоялся в ночь с 9 на 10 июня 1931 года. Фирменный поезд преодолел расстояние между столицами с рекордной для того времени скоростью 70—100 км в час за 9 часов и 45 минут. Удобство этого состава москвичи и ленинградцы оценили быстро, и не только за скорость. Время отправления поезда — без пяти минут полночь, установленное, как утверждают, лично членом Политбюро ЦК ВКП(б) Лазарем Кагановичем, играло на руку командировочным, которые могли совершенно официально получать суточные за «лишний» день. «Красная стрела» лишь однажды прекращала свои рейсы: последний поезд пришел на Московский вокзал 22 июня 1941 года, возобновилось же движение лишь в феврале 1944.

Первоначально синие 12 вагонов состава, оснащенного буфетом, международным переговорным пунктом и первыми в Советском Союзе СВ-вагонами, на внутренних линиях прозвали красными за выгодное отличие от других поездов того времени, а в 1946 году под стать названию «Красную стрелу» перекрасили. Московский состав метро тоже оформлен в фирменные цвета экспресса: красные вагоны с желтой полосой, желтые двери и поручни внутри вагона и красная обивка кресел. По мнению президента ОАО «Российские железные дороги» Владимира Якунина, этот состав, пущенный в юбилейный для железнодорожной «Стрелы» год, напомнит жителям столицы «о том, каких усилий стоило железнодорожникам организовать работу всей железной дороги». Связь истории метрополитена с прототипом нового состава нашел и начальник столичной подземки Дмитрий Гаев. «75 лет назад именно на «Красной стреле» в столицу приехали делегаты пленума ЦК ВКП(б), которые и решили строить в Москве метрополитен», — вспоминал он вчера.

«Красная стрела» — третий фирменный состав Московского метрополитена на сегодняшний день. Кроме него на Сокольнической линии метро курсирует именной поезд «Курская дуга», на Замоскворецкой линии — «Народный ополченец», в память о героизме советских воинов в годы Великой Отечественной войны. Но по утверждению г-на Гаева, в следующем году в подземке появится еще один фирменный состав, украшенный акварельными рисунками маленьких москвичей.

Юлия ХОМЧЕНКО

N°185

10 октября 2006

Время новостей

***