Убийство Анны Политковской породило в США волну комментариев и опечалило многих ревнителей свободы слова. Политковская , которая, как отметили многие здешние газеты, родилась в Нью-Йорке в 1958 году в семье советских дипломатов и имела поэтому гражданство США, была хорошо известна в кругах американских правозащитников.

«Анна была героиней, и нам будет ее не хватать как человека, но нам также будет не хватать информации, которую у нее хватало смелости и преданности делу откапывать и предавать гласности»

Джоэл Саймон,

Комитет по защите журналистов

В ноябре выходит очередной номер журнала авторитетной организации «Комитет по защите журналистов», в котором Политковская будет названа одним из ведущих борцов за свободу печати в мире за последние четверть века.

«Ее смерть — это великая утрата для журналистики, для ее страны и для служения истине», — говорится в заявлении исполнительного директора «Комитета» Джоэла Саймона.

12 убийств

«Для многих из нас Анна была героиней, и нам будет ее не хватать как человека, но нам также будет не хватать информации, которую у нее хватало смелости и преданности делу откапывать и предавать гласности, — сказал Саймон агентству Ассошиэйтед пресс. — Я не уверен, что эту утрату удастся восполнить».

По выкладкам его организации, со времени прихода Владимира Путина к власти в России было 12 заказных убийств журналистов, и все остались нераскрытыми. «Ни одно из них не было подобающим образом расследовано, — заметил Саймон. — Мы знаем, что эта практика создает атмосферу, в которой те, кто замышлял это убийство, могли счесть, что расплата за него маловероятна».

«Смерть отважного журналиста», — так озаглавлена статья на сайте «Nation», старейшего левого журнала Америки. «Россия и весь мир потеряли великого и отважного репортера», — начинается статья, вышедшая из-под пера главного редактора журнала Катрины ван дер Хьювел.

«Политковская была одиноким и бесстрашным летописцем убийств, пыток, изнасилований, похищений и исчезновений мирных чеченцев, вина за которые лежит на российских войсках», — пишет ван дер Хьювел, которая неоднократно встречалась с покойной.

«Преданность Путину»

Воскресная «Washington Post» откликнулась на гибель Политковской редакционной статьей «Убийство в Москве». Она «знала, что в России президента Владимира Путина честным журналистом быть опасно, но была несгибаема до конца», — говорится в ней.

Газета сомневается, что убийца Политковской будет когда-либо пойман, как не были пойманы убийцы тех 12 российских репортеров, которых насчитал «Комитет по защите журналистов».

«И тем не менее, даже не проводя никаких следственных действий, вполне можно сказать, кто в конечном счете несет вину за эти смерти, — пишет «Washington Post». — Это климат жестокости, которая буйным цветом расцвела при Путине. Сам бывший сотрудник КГБ, он получил в наследство несовершенную демократию и систематически подрывал все ее институты. СМИ, политические партии, местное самоуправление, частный бизнес — всех их по очереди оскопили. Самой важной чертой сделалась преданность Путину, и каждого его оппонента клеймят как врага, которого надо разорить, посадить или что-нибудь похуже».

«Сейчас можно увидеть, как те же понятия применяются во внешней политике, — продолжает газета. — С точки зрения Путина, Грузия — независимое государство, лежащее к югу от России, — не выказала надлежащей преданности: она хочет быть демократической и иметь нормальные связи с Западом. Поэтому царь начал гнусную кампанию запугивания этой страны и сотен тысяч проживающих в России грузин».

«Сложилась опасная ситуация, — предупреждает «Washington Post». — В ответ на все это администрация Буша ограничивалась робкими сетованиями, которые до недавнего времени сопровождались абсурдными уверениями, что, в общем и целом, Россия двигается в правильном направлении. Франция и Германия, зависящие от российского газа, прогнулись еще раболепнее. На фоне этих проявлений аморального прагматизма мужество маленьких стран, таких как Грузия, и одиноких героев, таких как Анна Политковская, сияет еще ярче».

Белый дом «потрясен», Кремль хранит молчание

«После развала Советского Союза Россия является одной из самых сложных и опасных для журналистов стран в мире», — замечает московский корреспондент «New York Times» С. Чиверс, который пишет, что во время воскресного митинга в Москве россияне отреагировали на убийство Политковской «гневом и печалью, а Кремль — публичной индифферентностью… Кремль, регулярно являвшийся объектом часто весьма критических репортажей Политковской, снова не сделал никакого публичного заявления по поводу гибели одного из виднейших журналистов и комментаторов страны».

«Los Angeles Times» приводит цитату из статьи, которую Политковская написала для этой газеты 2002 году. Журналистка упрекала Запад в том, что он верит Путину, тогда как «режим, который он олицетворяет, интересуется лишь властью — ее приобретением, консолидацией и расширением».

Глава московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева заявила «Los Angeles Times», что, по ее мнению, речь идет о «чисто политическом убийстве».

Пресса США цитирует заявление президента Буша, по словам которого, «как и многие россияне, американцы были потрясены и опечалены жестоким убийством Анны Политковской, бесстрашного автора журналистских расследований, пользовавшегося высоким уважением и в России, и в Соединенных Штатах».

Владимир Козловский

Би-би-си, Нью-Йорк

понедельник, 09 октября 2006 г., 03:33 GMT 07:33 MCK

Би-би-си

***