Показное убийство. Главного подозреваемого запечатлела камера видеонаблюдения
(МК) Мать убитой журналистки сотрясалась от рыданий. “Вот и Анечки не стало. За что?” — повторяла убитая горем женщина. Она положила несколько гвоздик к порогу подъезда, в котором жила ее дочь, оперлась о стену и даже не подняла глаз, даже когда тело выносили из подъезда в машину “скорой”. Бывшего супруга убитой — известного журналиста Александра Политковского — милиционеры не пускали сквозь оцепление.
Автор фото: АЛЕКСАНДР АСТАФЬЕВ |
— Она была не только отличным журналистом и писателем, но и прекрасной матерью, женой. Пока я занимался “Взглядом”, Анна воспитывала детей — нашего сына и дочь, которые тоже сейчас находятся здесь. Мы в таком состоянии, что… — Политковский изо всех сил пытался держать себя в руках, но говорить ему было очень сложно…
Киллер подкараулил Политковскую в подъезде ее дома на Лесной улице. Некоторое время спустя тело Анны нашли соседи. Убийца сделал четыре выстрела, последний — контрольный — в голову. На месте преступления остался пистолет с глушителем и желтая резиновая “садовая” перчатка…
В субботу Анна вышла из квартиры позже обычного. (Как правило, каждое утро, около десяти часов журналистка выгуливала свою собаку.) Политковская отправилась в ближайший супермаркет на своих серебристых “Жигулях” 10-й серии.
Она купила продукты, потом позвонила сыну Илье (он живет недалеко — на Долгоруковской улице) и попросила его подъехать — помочь донести сумки до квартиры. Однако Илья сказал, что не сможет и приедет к матери попозже. На Лесную Анна вернулась около четырех часов. Не доезжая до подъезда, притормозила возле магазина, который находится в правом крыле ее дома. Продавщица Марина отпустила Политковской две бутылки минералки.
Потом Политковская припарковалась в 10 метрах от подъезда, взяла один из пакетов и вошла в дом. По одной из версий, киллер уже поджидал ее на лестничной площадке между первым и вторым этажами. Когда женщина вызвала лифт, он спустился по ступенькам к кабине. Анна даже не успела нажать на кнопку своего этажа. Одна из пуль попала ей в голову и прошла навылет, оставив след в обшивке лифта. Уходя, киллер сделал контрольный выстрел в голову. Потом он спокойно покинул место происшествия.
На одной из фотографий, снятых камерой видеослежения, установленной у дверей подъезда, можно рассмотреть, как молодой человек нажимает кнопки на дверном замке. Сегодня он — единственный подозреваемый в убийстве. На другом кадре человек выходит из двери. Имеется и еще один кадр — на нем молодой человек стягивает с руки перчатку. Такую же резиновую “садовую” перчатку желтого цвета оперативники потом нашли рядом с решеткой сточной канализации.
Тело Политковской было обнаружено соседями. Около 17.00 19-летняя жительница дома нажала на кнопку лифта на третьем этаже. Когда двери подъемника открылись, ее взору предстала жуткая картина. Анна Политковская лежала на полу, на боку, лицом к выходу. Из раны на голове журналистки обильно текла кровь. На крики женщины выскочили другие жильцы. Одна из них вызвала на место происшествия милицию.
Милиционеры нашли в лифте пистолет Макарова с глушителем и две стреляные гильзы. Чуть позже была обнаружена около решетки сточной канализации рядом с подъездом та самая перчатка, которую потом увидели оперативники на видеосъемке…
По словам Александра Политковского, его бывшей супруге постоянно угрожали. Женщину, как он говорит, преследовали за материалы по Беслану и “Норд-Осту”. Анна в одно время была даже вынуждена выехать за границу. Когда она вернулась в Москву, то поселилась отдельно от детей, не хотела подвергать их дополнительной опасности.
— Все, что я сейчас чувствую, — это пустоту, — поделился с нами Александр Политковский. — Понятно, что убийство связано с ее профессиональной деятельностью. Какое-то время Анна ходила с охраной. Но не могла же она постоянно находиться в их окружении…
Накануне своей гибели Анна заявила в номер на понедельник сенсационный материал.
— В нем она обещала рассказать о пытках, которые кадыровцы применяют по отношению к несогласным с действующим в Чечне режимом, и совершаемых ими похищениях, — сообщил “МК” выпускающий редактор “Новой газеты” Олег Хлебников. — Имелись у Ани и фотографии изуродованных тел. Материал должен был занять газетную полосу. Аня разоблачала своеобразный пиар — человека похищают, а потом его тело находят и демонстрируют как убитого боевика. Она должна была в субботу привезти материал в редакцию или передать по электронной почте…
Главный редактор “Новой газеты” Дмитрий Муратов рассказал нам о деле, по которому Анна проходила свидетелем. Источники в Чечне передали Политковской снимки человека, похожего на Кадырова, которые якобы доказывали его причастность к похищениям людей.
— Снимки были сделаны с мобильного телефона, и на их основании было возбуждено уголовное дело, — говорит Дмитрий. — Анна, по нашим сведениям, была единственным свидетелем. Ее уже не раз вызывали и допрашивали…
Во время обыска на квартире у Политковской был изъят жесткий диск компьютера и 40 кг различных бумаг. Но, насколько я знаю, никакой информации, связанной с чеченским делом, в этих документах не нашли.
На место трагедии все приходили и приходили друзья и коллеги убитой — люди клали к подъезду гвоздики, зажигали свечи.
— Я не знакома с Анной лично, знаю ее только по статьям. Я буду молиться за нее, за то, чтобы Господь упокоил ее душу, — со слезами в голосе сказала одна из пришедших к дому на Лесной.
ПОЛИТКОВСКАЯ Анна Степановна, обозреватель “Новой газеты”. Родилась 30 августа 1958 года. Окончила факультет журналистики МГУ. Работала в газетах “Известия”, “Воздушный транспорт”, обозревателем газеты “Мегаполис-Экспресс”.
Обозреватель, редактор отдела, зам. главного редактора еженедельника “Общая газета”. С июня 1999 года — специальный корреспондент, обозреватель “Новой газеты”. Лауреат множества российских и международных премий — “Золотое перо России”.
В декабре 1999-го организовала вывоз из-под бомбежек 89 жителей грозненского дома престарелых, которые с ее помощью были расселены на территории России.
9 февраля 2002 г. была задержана военными во время “зачистки” в Шатойском районе Чечни. 13 февраля Политковская вернулась в Москву и рассказала, что была вынуждена скрыться от сотрудников ФСБ, которые мешали ей расследовать убийство десантниками мирных жителей в Шатойском районе Чечни.
25 октября 2002 г. участвовала в переговорах с чеченскими террористами, захватившими заложников в театральном центре в Москве. Ей было разрешено принести заложникам немного воды и соков.
1 сентября 2004 г. вылетела в Ростов-на-Дону, чтобы оттуда добраться до Беслана. В самолете потеряла сознание и была госпитализирована в ростовскую больницу с диагнозом “интоксикация”. Политковская заявила, что ее “преднамеренно отравили”, чтобы помешать ей попасть в Беслан.
В апреле 2005 года, по словам журналистки, на нее напали во дворе дома и пытались вытащить из машины. 23 октября 2005 года было совершено нападение на дочь Политковской Веру, машину которой (принадлежавшую формально Анне Политковской) подрезал черный джип, водитель которого с криками бросился на машину, пытаясь выбить стекло ногой. В прессе появилась версия о преследовании журналистки со стороны одного из героев ее статей, следователя Сергея Лапина по кличке Кадет.
Бывший муж Анны — Александр Политковский — тележурналист (брак распался в 2000 году). Сын Илья (1978 года рождения) и дочь Вера (1980 года рождения).
Московский Комсомолец
от 09.10.2006
Служба информации
***