Самара как среда обитания: Немецкий художник Герт Видмаер реализовал свой проект "Другой вид" 2006 в Самаре
Работы Видмаера — это впечатления штуттгартского художника о современной Самаре и менталитете ее жителей. Особенности градостроения и ритм крупного российского города глазами европейского чужестранца.
Самара как среда обитания
Самарский региональный общественный благотворительный фонд «Центр Современного Искусства» в рамках программы «Независимая художественная стипендия» при поддержке городских властей города Штуттгарт и Института Международных Отношений (IFA, Штуттгарт, Германия) организовал две выставки немецкого художника Герта Видмаера «Новое место для взгляда» и «Процесс исчезновения».
Мутация фотосъемки
Проект Герта Видмаера «Другой вид» 2006 — это впечатления штуттгартского художника о современной Самаре и менталитете ее жителей. Особенности градостроения и ритм крупного российского города глазами европейского чужестранца.
Идея реализовать такой проект сразу на двух выставочных площадках родилась год назад во время участия Герта Видмаера в Ширяевской биеннале. Предполагалось некое перемещение зрителя из одного артпункта в другой. Небольшая экскурсия, когда художественное видение автора микшируется с картинками из реальной жизни. Такой ракурс экспонирования позволяет увидеть больше слоев в оболочке повседневности.
Слоистость жизни, множество ее фактур, неоднозначность в оценке руин и парадных фасадов преломляются в работах художника в ту самую искомую контемпоральность — соответствие времени.
Мутация как основной параметр современности выражена в работах Видмаера через фотосъемку с двойным наложением кадров, часто весьма живописных. Однако общая визуальная концепция автора явно базируется на традициях конструктивизма, отсылая зрителей к узнаваемости образов Бау Хауса. Особенное, присущее именно этому автору ощущение простоты и внятности в изображении городских пейзажей, часто достигается им за счет игры с линией горизонта. А геометрические пустоты «картин» несут с собой предрассветное ощущение минувшей депрессии, передавая зрителям очень национальное, чисто немецкое состояние, как в «Небе над Берлином» Вима Вендерса.
Авторские примечания Герта Видмаера
Проект «Другой вид» делится на 2 части: инсталляция «Новое место для взгляда» и выставка «Процесс исчезновения».
Размещение инсталляции «Новое место для взгляда» в постоянной выставке музея им. Алабина не случайное: это расположение по ходу по истории, в конце которого посетитель встретит этот объект.
Как чужое тело (корпус), с множеством оптической информации, одиноко стоит это строение в центре помещения и с помощью фотографии сообщает нам об актуальных структурах города.
В это строение можно входить и увидеть внутри ту же самую наглядную информацию, что и на оболочке снаружи. Отличие состоит в том, что вошедший посетитель находится в окружении этих впечатлений. Постоянно появляются 9 разных открыток, специально изготовленных для проекта «Другой вид». Они иллюстрируют ежедневные действия.
Повторяющиеся мотивы сопровождаются черно-белыми и цветными фотографиями в различных форматах, так что образуется новое пространство изображения.
Я работаю в двух планах: один очень субъективный, показывает Самару как среду обитания. Другой скорее рассказывает об эмоциональном, не считываемым сознанием, многослойном, поэтичном возврате к живописи средствами фотографии.
Изображены одновременно 2 информации — одна на другой — на одной фотопленке, многократно экспонированной. В итоге получаются новые эстетические картины, которые вступают в диалог с документальными фотографиями.
Инсталляция «Новое место для взгляда» — это способ напоминания, предложение воспринять пространство города между реальной и воображаемой действительностью.
Смутный объект желания
Выставка «Процесс исчезновения» является второй частью проекта «Другой вид». На примере фотоснимка, также отпечатанного как открытка (серия 2005 года), поясняется процесс восприятия, ощущения перемен.
Как и в первой части проекта, здесь в центре — повседневное городское пространство. На этот раз 9 видов (открыток) Самары интегрированы в одну работу, как самобытное произведение. Художественно обработанные фотографии и открытки вступают в диалог с серией крупноформатных черно-белых фотографий, брутально отражающих реальные будни. На некоторых снимках можно увидеть огромные пустые рекламные доски, которые являются для автора площадкой проекций собственных картин. Выставка «Процесс исчезновения» наглядно демонстрирует, как фантазия и действительность могут сливаться.
P. S. Герт Видмаер «Другой вид» (2006) и «Новое место для взгляда»
Самарский областной историко-краеведческий музей им П.А Алабина
28.09.06 — 28.10.06
«Процесс исчезновения»
Самарский областной художественный музей
02.10.06 — 28.10.06
Материал подготовлен обозревателем Медиа Группы «Ваш выбор»
Александром Петровским
*