Неисповедимы пути актерские. И вот лишь несколько примеров. Кто только не пробовался на главную роль в знаменитом «Афоне»! Виктор Проскурин, Георгий Бурков, Борис Щербаков, Владимир Меньшов, Николай Караченцов, Владимир Носик… Артисты-то какие! И все по разным причинам отпали. В результате Афоню сыграл тот, кто сыграл.

А вот в качестве Жоржа Милославского в «Иване Васильевиче» Леонид Гайдай не видел никого, кроме Андрея Миронова. Причем самого царя-оборотня должен был сыграть Никулин. Но Юрий Владимирович не смог, утвердили Яковлева. А на его фоне Миронов казался слишком интеллигентным. Пробовались на Жоржа Юматов, Никоненко, Невинный и тот же Бурков… Но потом Жоржа сыграл… Ну сами знаете, кто.

То есть, по сути, в двух самых известных ролях Куравлева (не считая, конечно, Шуру Балаганова) мог оказаться кто-то другой. Но, как известно, история не терпит сослагательных наклонений. И теперь и Иван Васильевич, и Афоня в зрительском сознании могут быть только такими.

С другой стороны, от скольких ролей Куравлев отказался сам! Когда-то Василий Шукшин снял его в фильме «Живет такой парень». Рискуя при этом, между прочим, своим будущим. Ведь когда пробы к картине посмотрел худсовет, один из его членов, Сергей Герасимов, счел, что никому не известный еще актер играет вяло. «Ты уверен в нем? — спросил мэтр советского кино начинающего режиссера. — Ну смотри. А то ведь это твоя дебютная картина, по ней мы будем судить, будешь ли ты снимать дальше». Шукшин был уверен. И наутро после премьеры Куравлев проснул я знаменитым.

Между прочим, с этой ролью связан один анекдот. Шукшин попросил Куравлева, чтобы его герой, Пашка Колокольников, слегка заикался (так, казалось Шукшину, он будет более достоверным). Что актер и воплотил на съемках. Когда картину принимали в Госкино, то один из чиновников, желая поддержать Василия Макаровича, похвалил его за то, что он «смог мастерски использовать природный недостаток артиста — его заикание».

Ну так вот. В дальнейшем Шукшин предлагал Куравлеву роли практически во всех своих картинах. В «Странных людях» — Чудика, которого в результате сыграл Никоненко. В «Калине красной» — официанта, блестяще воплощенного потом Львом Дуровым. Более того, именно Куравлев должен был исполнить главную роль в «Печках-лавочках». Но, во-первых, к тому времени он уже дал обязательства сыграть Айсмана в «Семнадцати мгновениях весны», работа над которыми как раз начиналась, а, во-вторых, посчитал, что новая роль уж больно похожа на его Пашку Колокольникова, а так хотелось уйти от стереотипов! И когда состоялось решающее объяснение с Шукшиным, Куравлев сказал: «Вась, ну кто лучше тебя сделает это?!» Так в конце концов и случилось. В «Печках-лавочках» сыграл Василий Макарович.

Удивительное дело: об одном из самых любимых нами актеров мы знаем крайне мало. Оно и понятно: Куравлев не то что не любит давать интервью, — он их вообще не дает. Не участвует в ток-шоу, не ходит в гости на телевизионные посиделки. При этом никому даже в голову, слава Богу, не приходит что-то вынюхивать, выискивать, подкарауливать.

И все же что-то о Куравлеве мы знаем. Ну, например, то, что, сыграв во множестве комедий, по натуре он всегда оставался человеком крайне серьезным. Хотя иногда и любил пошутить.

Как-то раз, скажем, он поднимался в лифте вместе с одним киношным чиновником, которого за вредность многие недолюбливали. У Куравлева по сугубо своим причинам было плохое настроение, он был хмур и молчалив. Чиновник, решив, что мрачность актера связана с его присутствием, захотел проверить свое подозрение: «Леонид, десятку бы дал за то, чтобы узнать, о чем ты сейчас думаешь». — «Уверяю, то, о чем я думаю, денег этих не стоит», — меланхолично ответил Куравлев. «И все же, о чем?» — настаивал тот. «О тебе я думаю», — ответил актер и вышел из лифта на чужом этаже.

А вот его высказывание на «личную тему»: «Женщина, когда выходит замуж, всегда мечтает о том, чтобы мужа постепенно изменить. Но это у нее редко получается. Мужчина же, когда женится, мечтает о том, чтобы женщина не менялась. Но и этого не происходит. Отсюда — взаимное разочарование».

Что еще знаем мы о нем? Ну что актером наш герой стал практически случайно. Просто у него плохо было с точными науками, и, услышав от сестры, что во ВГИКе нет никаких математик, решил поступать туда. Что со второй попытки и осуществил, успев еще поработать на производстве елочных игрушек. Что его отец-слесарь и мать-парикмахер, а также многочисленная деревенская родня отнеслись к этому выбору как к капризу. Что на втором курсе его едва не отчислили за профнепригодность. Что впервые он снялся в кино в курсовой работе Андрея Тарковского. Что раньше, в более молодые годы, часто ходил на футбол, а после матча любил «пропустить» пару кружечек пива.

Человек из народа, этот наш Афоня. Такой же, как и мы, народ. Самый что ни на есть народный артист.

Андрюшин Сергей

Trud.ru № 186 за 07.10.2006:

Trud.ru

***