Руководители Роснедвижимости и Росрегистрации подвели первые итоги «дачной амнистии». Как выяснилось, россияне вовсе не спешат воспользоваться «амнистией» — из страха перед высокими налогами.

Выяснилось, что народ не рвется воспользоваться «дачной амнистией», поскольку люди боятся высоких налогов. Чиновники заверили: налог и сейчас, и в будущем будет посилен даже малоимущим, его заплатит любая бабушка, а его точный размер каждый дачник уже сейчас может узнать с помощью Интернета.

«Амнистия» касается 40 миллионов объектов недвижимости, закон делали быстро (на раскачку дали два месяца), поэтому регистраторы к наплыву народа подготовиться не успели. Впрочем, наплыва, если верить чиновникам, и нет. По словам руководителя Росрегистрации Сергея Мовчана, в одном не названном им регионе число искателей «амнистии» составило всего 300 человек, а руководитель Роснедвижимости Михаил Мишустин сказал, что за месяц по всей стране по линии его конторы было зафиксировано лишь 25 тысяч заявлений. Возможно, народ пойдет активнее после 1 января, когда госпошлина за подачу документов снизится с 500 до ста рублей. И то вряд ли: цена межевания остается высокой. И хотя законодательство разрешило главам администраций проводить межевание и прочие землеустроительные работы малоимущим за счет местного бюджета, не слышно, чтобы кто-то этим воспользовался.

Собственно, пока от амнистии только один плюс: согласно новым административным регламентам оформление пакета документов занимает не месяц, а 10 дней. По крайней мере в теории. Не дала «амнистия» и вожделенного «единого окна»: процедура хождения по инстанциям занимает все-таки много времени, хотя бы потому, что человеку приходится иметь дело с двумя вышеназванными ведомствами. Г-н Мишустин туманно пояснил, что речь в будущем идет не об одном окне, а о «единой методологии, направленной на то, чтобы исключить лишнее хождение граждан по инстанциям». Но для этого сначала необходимо до конца инвентаризировать землю и недвижимость.

Впрочем, народ готов и в очередях постоять. Но люди слышали, что в будущем имущественный налог станет существенным (до 80 процентов) источником дохода муниципалитетов. Читали и заявления некоторых чиновников о том, что в перспективе малоимущим придется убраться с насиженных мест, если это — «теплые» места с высокой налоговой ставкой. Г-да Мишустин и Мовчан опровергали эти настроения, как могли.

В завышенных налогах на землю виноваты местные власти

Налог берут, исходя из кадастровой стоимости земли, уже с 1 января, и ведь никто пока не помер. По словам г-на Мишустина, каждый может узнать, какова кадастровая стоимость его участка, если зайдет на сайт Роснедвижимости (www.kadastr.ru) и введет в компьютер кадастровый номер своего участка. Зашли на этот сайт и мы. Действительно, заданный нами наугад номер дал сведения об участке под застройку в Сергиево-Посадском районе Московской области, который занимает 1500 квадратных метров и стоит по кадастру 262 500 рублей. Годовой земельный налог с него — максимум (конкретный размер определяют местные власти) 0,3 процента, то есть 787 рублей.

По словам г-на Мишустина, в среднем шесть соток в Московской области обойдутся владельцу в 277 рублей годового налога, хотя в самых престижных районах налог может доходить до 10 тысяч рублей, «но там простые люди не живут». Что же касается регионов, то, например, в Белгородской области за 6 соток налоговики берут 27 рублей в год. Г-н Мишустин слышал о том, что люди жалуются: налога с них требуют намного больше. В горячности он «разрешил» звонить по таким делам прямо ему в приемную, хотя на сайте Роснедвижимости есть возможность жаловаться по Интернету и с секретаршей этого чиновника не общаться. Что, наверное, эффективнее.

Впрочем, чудо-сайт никак не поможет тем, чья земля до сих пор не имеет кадастрового номера. Например, у моего дачного участка его пока просто не существует. Можно ли тыкнуть в карту на сайте, найти свою землю и все узнать? Нельзя. Так что бедолагам вроде меня до полного оформления собственности придется верить налоговикам на слово.

Но это сейчас налог таков. Однако 27 рублей в год явно не осчастливят муниципалитет в Белгородчине. Когда же власти реализуют свой «коварный план» и налог поднимут? Г-н Мишустин сказал корреспонденту «РГ», что оценка (а значит, и размер налога) будет пересматриваться «не чаще раза в три года, не реже раза в пять лет». Причем в Роснедвижимости в отличие от минэкономразвития не считают, что малоимущим после пересмотра ставок придется куда-то бежать. Г-н Мишустин напомнил, что местные власти могут, если хотят, обнулить налог или снизить его до символических цифр для избранных категорий граждан, причем выбор категории лежит на их фантазии. Это может быть возрастной или имущественный «ценз». Хотите спасти «бабушек»? Помогите всем, кто старше 70. Бедняков? Осчастливьте безработных. Или ветеранов. И так далее. Короче, если местный глава не хочет роста социальной напряженности, он примет «правильное» решение. Г-н Мишустин прямо предложил гражданам идти и разбираться с местными властями, если налог слишком высок.

А вот заявления чиновников из минфина о том, что страна скоро перейдет на единый имущественный налог (земля плюс здание), этот чиновник, по сути, опроверг. По его словам, если оценка земель худо-бедно завершена, то в отношении зданий «светом в окошке» остаются старые оценки БТИ, бесконечно далекие от современных реалий. Архивы БТИ переведут с бумажной формы на электронные, местные власти по тендеру выберут оценщика, и тогда, может быть, налоги объединят — не раньше 2009 года. И то вряд ли, поскольку у нас сплошь и рядом земля в одних руках (скажем, государства, если она неотчуждаемая), а здания в других, заметил г-н Мишустин.

Похоже, первоначальные — «либеральные» — планы устроить рынок недвижимости, «как на Западе», отброшены. Государство вряд ли отважится давить на граждан налогом. По крайней мере, в ближайшие годы. Впрочем, реформирование местных бюджетов с повестки дня не снято, и нетрудно предвидеть, что именно местные власти будут требовать повышения налоговых ставок. Однако у чиновников еще столько дыр в самом кадастре, в методиках работы с гражданами, да и в законодательстве, что на их латание потребуются годы, и об этой перспективе пока лучше не думать.

   регионы

Андрей Беспалов, Лариса Егорова, Виктор Девицин, Сергей Сысоев

В Нижегородской области очередей нет, но в ожидании наплыва регистраторы вводят дополнительные «окна». «Меня всегда пугала сложная процедура регистрации участка под моим гаражом. Когда на страницах «Российской газеты» появилось пошаговое руководство к действию, значительно экономящее и мое время, и деньги, я был полон оптимизма. К январю займусь оформлением», — сказал нам предприниматель Владимир Михайлов.

Омским регистраторам не хватает специалистов. На получение кадастрового номера уходит до трех месяцев. Дело тормозит то, что не выработаны тарифы на обмер земли (предельные цены должно установить областное правительство). Как считает руководитель омской Роснедвижимости Сергей Тимошенко, основная работа начнется только весной.

Среди садоводов Алтайского края отношение к «Дачной амнистии» скептическое. С текстом закона не успели ознакомиться даже садоводческие правления, многие уверены, что «амнистия» касается только Московской области.

Ажиотажа, впрочем, не наблюдается, и Ассоциация садоводов сама призывает не торопиться, напоминая, что «амнистия» действует до 2010 года. Уже достигнуты договоренности о снижении расценок: например, на составление геодезического плана — с 3000 до 500 рублей. Главный садовод края Владимир Марков считает, что все затраты реально снизить до 500-600 рублей.

Наплыва людей нет и в Ростовской области. В Ростове больше времени потеряешь при уплате пошлины в сберкассе, очередь в 30 человек — норма. Но департаменты имущественно-земельных отношений некоторых муниципалитетов, в том числе и Ростова, чуть было сами не вызвали паники: с конца августа они стали направлять в регистрационную службу едва ли не каждого, кто приходил к ним, чтобы подать документы на приватизацию земли. Люди вынуждены были делать лишний круг в марафоне по кабинетам.

Евгений Арсюхин

Дата публикации 6 октября 2006 г.

"Российская газета"

*