В Париже открылась неделя pret-a-porter «весна-лето 2007». Коллекции дома Balenciaga и Жан-Поля Готье определили тренд нового сезона: дизайнеры обращаются к тем футуристическим образам, с которыми мода, искусство и кино заигрывали в давно прошедшие времена.

Жан-Поль Готье вывел на сцену роботов-андрогинов и космических пришельцев

Фото: AP

Из Парижа – ОЛЬГА Ъ-МИХАЙЛОВСКАЯ.

Парижская неделя буквально с первого дня расставила все точки над i. С романтизмом, мечтательностью и прочими дамскими глупостями в следующем сезоне будет покончено. Никаких цветочков и оборочек не будет, а будут роботы-андрогины, девушки-атлетки, космические пришельцы. И все это вместе будет называться ретро-футуризм. Теперь никто уже и не вспомнит, кто и когда вбросил этот странный термин в модные массы.

Не иначе как ветеран отрасли обозреватель моды «Интернешнл Геральд Трибьюн» Сюзи Менкес. Но словечко это периодически всплывает, и вот сейчас, похоже, именно такой период настал. Почему футуризм – понятно. Потому, что все коллекции отливают холодным стальным блеском и многие напрямую напоминают костюмы Джейн Фонды в фильме «Барбарелла». А почему ретро? Да потому, что все это уже было, и не раз. А многое в самом деле напоминает 60-е годы, а что-то – 80-е.

В авангарде ретро-футуризма оказался Никола Гескьер с коллекцией для дома Balenciaga. Его девочки, затянутые в золотые легинсы, в жакетах с лацканами, похожими на лопасти космического корабля, в платьях из остроугольных лоскутов синего латекса, в гигантских в пол-лица очках, походили на рисованных героинь компьютерных игр. Но странным образом в их научно-фантастических костюмах была и классическая французская элегантность.

Зато главный любимец всех французов Жан-Поль Готье в своем юбилейном шоу (его марке исполнилось в этом году 30 лет) постарался отойти от этой самой элегантности подальше. Начав свое шоу с беглой ретроспективы, в которой показал и знаменитый благодаря Мадонне бархатный корсет с конусообразными грудями, и хасидские пальто из коллекции десятилетней давности, и байкерскую куртку 1976 года, Готье перешел собственно к нынешней коллекции, в которой продемонстрировал категорический разрыв с собственным романтизмом последних лет. Спортивные трусы и шорты, ветровки и платья с капюшонами из атласа, пластиковые козырьки и вышивки, напоминающие олимпийские кольца. Если учесть, что шорты были надеты поверх колготок в сеточку, то станет очевидно, что Готье отдал дань 80-м годам, всеми обхаянным, но от того не менее любимым самим дизайнером.

Готье умеет мастерски обойтись с любыми воспоминаниями и обратить любые недостатки в достоинства. Именно поэтому зрители приветствовали его овациями, абсолютно искренними. Не просто в честь юбилейных торжеств.

О 80-х вспоминал и Джон Гальяно для Christian Dior. И если коллекция прошлого сезона была излишне агрессивной, то эта, наоборот, слишком спокойная: мягкие размытые оттенки бежевого, оливкового, серого, костюмчики с жакетами и секретарскими прямыми юбками чуть выше колена, аппликации из гипюра тон в тон – этакие деловые 80-е. Правда, во всем был еще и намек на Средневековье, но какой-то робкий, нетипичный для этого смелого до наглости дизайнера. Прически под Жанну д`Арк, плечи и рукава, отдаленно напоминающие рыцарские доспехи, цепи, похожие на кусочки кольчуги, нашитые на платья и вплетенные в волосы.

Под занавес два изумительной красоты вечерних платья, задрапированных на груди, отчего они становятся объемными, как надутые паруса. Совершенно очевидно, что именно их мы увидим в самое ближайшее время на одной из многочисленных красных ковровых дорожек. Тем более что в первом ряду были замечены такие знаменитые тусовщицы, как Дита фон Тиз (танцовщица, модель и жена рокера Мэрилина Мэнсона) и 18-летние близняшки Мэри Кейт и Эшли Ольсен.

ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ № 187 (№ 3518) от 06.10.2006, ПТ

КОММЕРСАНТЪ

***