Вчера самарский региональный политсовет «Единой России» исключил из партии депутатов городской думы Михаила Анисимова, Александра Белашева и Алексея Офицерова за участие в кампании по выборам мэра Самары. Дело в том, что партия поддержала в борьбе за этот пост Георгия Лиманского, депутаты гордумы покинули ряды «Единой России» из-за нарушения партийной дисциплины.

Фото: ЧЛЕН ГЕНСОВЕТА ЕР ВИКТОР ГРИШИН (В ЦЕНТРЕ), СЕКРЕТАРЬ ОБЛАСТНОЙ ПАРТОРГАНИЗАЦИИ ВИКТОР САЗОНОВ (СЛЕВА) И ЕГО ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ АЛЕКСАНДР ЖИВАЙКИН НЕ ПОНЯЛИ ПРИЧИН, ПОБУДИВШИХ ДЕПУТАТОВ ГОРДУМЫ БАЛЛОТИРОВАТЬСЯ В МЭРЫ

Вчера в Самаре состоялось внеочередное заседание политсовета областного отделения «Единой России». На нем обсуждался вопрос об исключении из партии депутатов городской думы Михаила Анисимова, Александра Белашева и Алексея Офицерова, участвующих в выборах главы Самары 8 октября вопреки решению политсовета. Напомним, в середине лета областная конференция ЕР по рекомендации генсовета партии выдвинула в мэры действующего градоначальника Георгия Лиманского. Резко против этого решения высказались несколько «медведей», но к массовому расколу в реготделении это не привело. Часть из противников поддержки господина Лиманского, в частности Михаил Анисимов, Александр Белашев, Алексей Офицеров, а также вышедший тогда же из ЕР вице-спикер думы Виталий Ильин решили самостоятельно баллотироваться в мэры. Их демарш встревожил генсовет партии, делегировавший в Самару своего представителя Виктора Гришина. В августе он встречался с каждый из депутатов-единороссов, убеждая снять свои кандидатуры, подчинившись партийной дисциплине, и угрожая в противном случае исключением из рядов ЕР за ее нарушение. Уговоры не помогли. Однако сразу никаких карательных санкций в отношении депутатов не последовало.

Вопрос об исключении депутатов из партии рассматривался политсоветом в закрытом для СМИ режиме. По данным „Ъ“, на заседание приглашали всех трех депутатов, однако пришел только один – Михаил Анисимов. Еще до начала мероприятия он был весел и даже шутил с журналистами. На политсовете пытался убедить коллег в том, что они ошиблись, выдвинув в мэры только в июле вступившего в партию Георгия Лиманского. Господин Анисимов обвинил его в развале муниципального хозяйства и говорил о необходимости смены власти в городе. В ответ присутствовавший в зале господин Лиманский просил сказать, что «конкретно» в его действиях не устраивает депутата. Однако обличительной дискуссии между ними не получилось. Ее прервали секретарь регполитсовета Виктор Сазонов и губернатор Константин Титов, заявившие о том, что господа Офицеров, Анисимов и Белашев должны были подчиниться уставу ЕР и партийной дисциплине и не только не участвовать в выборах, но и консолидированно работать на победу ее «единого кандидата».

Депутату было предложено немедленно выйти в коридор к журналистам и объявить о снятии своей кандидатуры (что по закону сделать уже нельзя), это могло бы спасти его от исключения из партии. Он отказался. В итоге, по предложению специально по этому поводу приехавшего из Москвы члена генсовета ЕР Виктора Гришина, депутаты были исключены из партии.

Как пояснил позже Виктор Гришин, шанс сохранить партбилет был и у Алексея Офицерова, добровольно сошедшего с выборной дистанции в понедельник. Но «он снял свою кандидатуру и призвал своих избирателей голосовать не за члена «Единой России», а за другого человека (Виталия Ильина. – „Ъ“). Он в данном случае, как и остальные, работал не на партию, а против нее», – сказал господин Гришин. По его словам, исключение депутатов из ЕР – «непростой вопрос», потому что «касается конкретной судьбы человека». «Месяц назад я просил их подумать о своей судьбе. Я думаю, что времени прошло достаточно, и в данном случае мы должны понимать, что речь идет и о чести партии, ее силе и возможностях. И сколько возможно мы терпели», – сказал политик.

Михаил Анисимов назвал произошедшее на политсовете «последовательной рейдерской черной атакой партии «Единая Россия». Он сообщил, что не сдаст свой партбилет, потому что состоит в ЕР давно, имеет грамоты генсовета партии за хорошую работу и «не предавал идеалы «Единой России».

Александр Белашев о своем исключении из ЕР узнал от „Ъ“. Он сказал, что находится в Москве, где утром встречался с президентом страны Владимиром Путиным: «Владимир Владимирович одобрил мое выдвижение в мэры и мою работу по развитию детского и юношеского спортивного движения». Решение регполитсовета депутат назвал «неправомочным»: «Свою позицию я, безусловно, буду отстаивать в генсовете партии, уверен, что мой протест будет поддержан многими областными единороссами». Получить комментарии Алексея Офицерова „Ъ“ вчера не удалось.

«Ни одна партия не сильна, если в ней нет партийной дисциплины, – так мотивировал позицию политсовета первый замсекретаря реготделения ЕР Александр Живайкин. – Надо уметь наступать на свои эмоции. Эти люди не смогли перешагнуть через свои амбиции». А уполномоченный ЕР по выборам в законодательные собрания субъектов ПФО Александр Смирнов считает, что конфликт трех депутатов и руководства партии произошел в силу слабой развитости партийной системы в России. «При избрании депутатов только по партспискам такое было бы невозможно», поскольку они были бы по-настоящему подконтрольны партии, – считает он.

По оценке экспертов, публичная порка господ Офицерова, Белашева и Анисимова была специально проведена за несколько дней до выборов. Ее цель – напомнить членам ЕР о необходимости соблюдать партийную дисциплину и голосовать в воскресенье так, как велит «Единая Россия».

Лилия Абдуллина

САМАРА    №187 от 06.10.2006, ПТ

КОММЕРСАНТЪ — СРЕДНЕЕ ПОВОЛЖЬЕ

***