Футболисты вышли на правовое поле. 350 игроков направили письмо Виталию Мутко
Более 350 выступающих в России футболистов, являющихся членами Профессионального союза футболистов и тренеров, обратились к президенту Российского футбольного союза (РФС) Виталию Мутко с призывом пересмотреть регламент, ущемляющий, по их мнению, права спортсменов. Они требуют пересмотреть систему денежных компенсаций за игрока при переходе из одной команды в другую.
По мнению Андрея Канчельскиса (слева), подписавшегося подобращением к президенту РФС, вРоссии многие привыкли к тому, что футболист — это ничто
Фото: Getty Images |
Вчера Ъ получил в свое распоряжение текст первого в истории российского футбола массового обращения игроков к футбольному руководству. Под письмом подписались свыше 350 человек. Из них около двадцати – это действующие футболисты первой и молодежной сборных России, такие как Марат Измайлов, Динияр Билялетдинов, Игорь Семшов, Павел Погребняк, Сергей Овчинников, Роман Павлюченко и Вадим Евсеев. Еще 25 – игроки зарубежных национальных команд, выступающие в российском первенстве.
Они выдвигают несколько требований. В частности, подписавшиеся под обращением указывают на то, что игроки и тренеры отечественных клубов не имеют «полновесного представительства» в палате по разрешению споров РФС. Для тренеров же вообще не предусмотрено возможности туда обращаться, хотя они «зачастую находятся даже под большим давлением со стороны руководства клуба, чем игрок». Но главная претензия авторов письма относится к регламенту, определяющему статус и условия перехода игроков, который «существенно тормозит профессиональный рост российских спортсменов и фактически ущемляет их права».
Речь в первую очередь идет о трансферной системе, действующей в российском футболе. Согласно пунктам 18 и 19 соответствующего регламента, денежная компенсация за игрока при переходе из одной команды в другую по завершении трудового договора высчитывается следующим образом: все доходы, полученные в клубе-продавце (зарплата плюс премиальные) за срок, не превышающий пяти лет (более длительные контракты подписывать просто нельзя), умножаются на коэффициент клуба-покупателя. Последний равен 3 для команд премьер-лиги, 2 – для первой лиги и 1 – для второй. То есть максимальная стоимость футболиста может составить его 15 годовых «зарплат». Надо отметить, что ведущие российские игроки в год зарабатывают около $1 млн. То есть их трансферная стоимость в случае внутрироссийского перехода, если высчитывать ее согласно регламенту, может составлять до $15 млн. А это уже уровень звезд мирового уровня.
Норма, отраженная в «Регламенте по статусу и переходам…», не соответствует законодательству РФ о труде и регламенту FIFA и не применяется ни в одной из ведущих футбольных лиг мира. Именно ее наличием авторы письма объясняют завышенные цены на игроков при внутрироссийских переходах и считают, что благодаря ей становятся «объектом давления со стороны недобросовестных работников клубов или нелицензированных агентов». «Подчас футболистам приходилось отказываться от получения полагающейся им заработной платы, от премиальных, лишь бы только продолжать играть в футбол. Следует ли объяснять, что о какой-либо психологической устойчивости, необходимой для профессионального роста игрока, при подобной практике не может быть и речи,– говорится в письме.– У нас в стране не так уж много по-настоящему высокопрофессиональных клубов, в которых факты нарушения интересов и прав футболистов практически отсутствуют или являются редчайшим исключением».
Вчера генеральный секретарь Профессионального союза футболистов и тренеров Николай Грамматиков, находящийся на Конгрессе футбольных профсоюзов в Бразилии, подтвердил Ъ факт наличия письма и то, что оно отправлено Виталию Мутко, но от дальнейших комментариев отказался. Зато комментарии дали два известных футболиста, подписавшиеся под документом.
«Я действую не в личных интересах,– сказал защитник сборной России Вадим Евсеев.– Мне как раз повезло: карьеру я провел в «Спартаке» и «Локомотиве» – командах, где отношения с игроками выстраиваются цивилизованным образом. Но в России, особенно если брать первую и вторую лигу, примеров ущемления прав игроков очень много. Это же совершенно абсурдная ситуация, когда после завершения срока действия контракта ты остаешься зависимым от клуба. Разве может в связи с этим удивлять то, что цены на зарубежных футболистов ниже, чем на наших? Хотелось бы, чтобы российские игроки были защищены так же, как те, кто выступает в иностранных клубах. Поэтому нам обязательно надо договариваться с футбольными руководителями и заключать коллективные соглашения».
Андрей Канчельскис, полузащитник «Крыльев Советов», поигравший в своей карьере за такие клубы, как «Манчестер юнайтед» и «Фиорентина», пояснил: «В Европе в разрешении спорных ситуаций всегда участвует профсоюз. У нас же многие привыкли к тому, что футболист – это ничто. Все забывают, что клубы существуют все-таки благодаря нам, как театры – благодаря актерам». Отметим, что сам Андрей Канчельскис по возвращении в Россию был уволен из «Динамо», пропустил регистрационный период и практически полгода находился без работы.
В полученном Ъ письме указывается, что, по данным его авторов, проект нового регламента уже был подготовлен, но по каким-то причинам его введение отложено. Попытка выяснить позицию самого Виталия Мутко по данному вопросу успехом не увенчалась. Президент РФС отбыл на заседание исполкома UEFA в Любляну и на телефонные звонки не отвечал. В пресс-службе РФС также воздержались от комментариев.
АЛЕКСЕЙ Ъ-ДОСПЕХОВ, АФСАТИ Ъ-ДЖУСОЙТИ
ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ № 186 (№ 3517) от 05.10.2006, ЧТ
***