Чтобы знать толк в современном искусстве, подчас требуется не столько соответствующее образование и безошибочный вкус, сколько терпение, благожелательность и умение видеть красоту в сочетании далеко не самых приятных вещей. Этими качествами сполна наделены члены жюри престижной премии Тернера, вручаемой с 1984 г. и уже давно успевшей приобрести высокий авторитет и при этом скандальную репутацию.

Первый приз уже не раз получали такие творения, от которых у приверженцев традиционных взглядов чуть ли не волосы дыбом вставали.

В этом году история может повториться: на звание победителя и сумму в 25 тыс. фунтов претендует художник-скульптор Ребекка Уоррен, ваяющая свои шедевры в буквальном смысле из чего попало. В наше вольготное время, когда можно практически что угодно поместить в галерее и окрестить произведением искусства, идея использовать отходы как созидательный материал далеко не нова. Самый обыкновенный мусор может стать художественной композицией и наоборот, если в дело вмешаются непосвященные. Так или иначе, за рабочим сырьем Ребекке не пришлось далеко ходить: все, что нужно для скульптуры, она нашла прямо у себя в студии или, в крайнем случае, на улице рядом с домом. «Слепила из того, что было» – это хоть и спето не про госпожу Уоррен, но очень к ней подходит. Потому что на конкурс она выставила неподражаемый «коктейль» из сломанных веточек, шерстяных помпонов, выплюнутых вишневых косточек, волос, пыли, кусочков шерсти и других не менее «аппетитных» ингредиентов. Они как бы хаотично сбиты в разномастные кучи и уложены на массивные витрины, сколоченные ржавыми гвоздями.

Те, кому довелось узреть этот объект, откровенно восхищаются поистине неиссякаемым терпением скульптора, которой стоило немалых трудов соединить друг с другом все свои «бесценные» находки. Эксперты не делают скоропалительных выводов, однако отмечают, что идея реинкарнации мусора дает богатую пищу для размышлений. Ребекка Уоррен, ей исполнился 41 год, далеко не новичок в современном монументальном жанре. Ранее она не раз забавляла и шокировала публику своими необычными скульптурами из быстросохнущей глины, среди них наиболее известна гигантская жевательная резинка.

Трудно сказать, кто же из финалистов премии будет признан самым лучшим, потому что конкуренция обещает быть невероятно сильной. В прошлом году пальма первенства досталась Саймону Старлингу, поразившему жюри мобильной инсталляцией под названием Shedboatshed, то есть «Сарай – лодка – сарай». Художник разобрал упомянутое строение на доски, которые использовал в качестве стройматериала для изготовления лодки. На собственноручно собранном суденышке Старлинг проплыл несколько километров по водам Рейна, а затем безжалостно превратил его обратно в сарай. По словам самого автора, необычайную гордость у него вызвал тот факт, что созданный им образец мобильной архитектуры не наносит вреда окружающей среде.

Тамара КАЛИНИНА, 04 октября, 12:36

Утро

*