Авто-БРИК. Будущее мирового автопрома — в развивающихся странах
Именно Россия, согласно ежегодному «Глобальному автомобильному финансовому обзору», подготовленному компанией PricewaterhouseCoopers, станет одним из двигателей роста мировой автомобилестроительной промышленности в ближайшие четыре года. Аналитики PWC считают, что более 40% прогнозируемого роста в международном секторе сборки легковых автомобилей и 52% прогнозируемого роста производственных мощностей в этот период будет приходиться на четыре страны — Бразилию, Россию, Индию и Китай, так называемые страны БРИК.
Практически все крупные автопроизводители в той или иной форме ориентируют свою стратегию развития на страны БРИК. При этом значительная доля роста придется на сборочные производства. PWC прогнозирует, что в период с 2005 по 2010 год объем выпуска автомобилей на сборочных площадках вырастет на 8,5 млн машин, или на 13,7% по сравнению с 2005 годом.
Из благоприятных факторов для прихода международных автоконцернов в Россию PWC отмечает решение правительства о создании специальных свободных экономических зон и программ для зарубежных инвесторов (например, постановление правительства №166 по автосборке, которое предполагает упрощенный режим ввоза автокомпонентов для сборки машин на территории России с последующей локализацией, в том числе крупноузлового производства при щадящем налоговом режиме на период до восьми лет). Основные риски — это сложности России в переговорах по вступлению в ВТО: с одной стороны, Россия, не являющаяся членом этой организации, не может использовать преимущества, которые имеют ее участники, с другой, предупреждает PWC, вступление России в ВТО станет причиной отмены преференций, которые имеют в настоящее время инвесторы по специальным правительственным постановлениям (как, например, уже названное постановление №166). PWC отмечает еще одну опасность российского рынка для международных автоконцернов — намерение правительства, о котором было заявлено в конце прошлого года, создать «национальный автоконцерн» на базе «АвтоВАЗа». Эксперты агентства опасаются, что у него может быть мощная лоббистская поддержка, которой прочие участники рынка окажутся лишены.
Впрочем, пока сложно сказать, насколько такие опасения обоснованны: государство не спешит оказывать ВАЗу финансовую поддержку в необходимых объемах, а без этого предприятию едва ли удастся выдержать конкуренцию с приходящими в страну крупными мировыми автоконцернами, имеющими собственные весьма внушительные оборотные средства. Хотя, конечно, политические решения могут сыграть заметную роль в развитии автопрома. Яркий пример — Бразилия, где на ввоз иномарок правительством несколько лет назад были установлены баснословно высокие пошлины при довольно мягком режиме ввоза автокомпонентов, что позволило развивать внутренний автопром, главным образом благодаря созданию сборочных производств.
Как полагает PWC, чтобы выдержать конкуренцию с приходящими в Россию мировыми брендами, отечественным производителям придется пересмотреть свою стратегию ценообразования и качества. Аналитики, характеризуя российский рынок, отмечают возросшую роль импортных брендов. При этом, подчеркивает PWC, приоритет отдается новым машинам. Доля подержанных иномарок, так же, как и машин отечественного производства, в общем объеме продаж на российском рынке снижается. Вместе с тем в каждом из сегментов обороты год от года увеличиваются.
Такая тенденция сохранится и в ближайшие годы. Основную роль в развитии российского рынка эксперты PWC отводят новым автомобилям зарубежных брендов. При этом PWC ожидает, что суммарный объем продаж автомобилей в России в этом году вырастет до 2 млн (по итогам прошлого года в России было продано 1,8 млн легковых машин), а доля продаж новых иномарок на российском рынке (с учетом внутренней сборки) в этом году достигнет 44% от общего объема по сравнению с 33% в прошлом. PWC предсказывает, что в ближайшие пять-семь лет внутренняя сборка машин иностранных брендов увеличится здесь в 4,75 раз. И уже ожидание этого роста может подтолкнуть еще большее количество производителей к инвестициям в Россию.
Вместе с тем PWC прогнозирует усиление конкуренции, в том числе и между пришедшими в Россию зарубежными компаниями. PWC отмечает появление новых крупных игроков на российском рынке (говорится о создании в прошлом году сборочных производств Renault, Nissan, Volkswagen и GM). Однако, уверены в PWC, уже в ближайшей перспективе Россию ожидает и более тесное сотрудничество с Китаем, и освоение российского рынка китайскими производителями и брендами автопрома не за горами.
Впрочем, в России проявляются те же тенденции, что и на других развивающихся рынках. Прежде всего в странах БРИК более низкая себестоимость сырьевых товаров и рабочей силы. При этом отношения с работниками в этих регионах проще и дают большую свободу производителю-работодателю в разрешении кадровых и социальных вопросов. При этом при меньшей насыщенности рынка автомобилями и довольно высоком спросе на них конкуренция между автопроизводителями в странах БРИК оказывается ниже, чем в развитых странах.
По мнению экспертов PWC, автомобильные компании стремятся на развивающиеся рынки, чтобы избежать тех проблем, с которыми они сталкиваются на рынках стран с развитой экономикой. Наибольшего успеха, считает PWC, добьются те компании, которым удастся значительно сэкономить на использовании местной рабочей силы, получить преимущества, связанные с обменными курсами валют, а также добиться существенных привилегий от правительственных органов.
По прогнозам PWC, до 2010 года в сумме более 50% роста мировой автомобильной индустрии обеспечат такие компании, как Toyota, Renault-Nissan и Hyundai.
Анна ЛАНДЕР
N°181
04 октября 2006
***