Сергей Чемезов возглавит совет директоров, а Владимир Артяков — управляющую компанию завода Ответственность за развитие “АвтоВАЗа” ложится на плечи близкого друга Владимира Путина Сергея Чемезова. Как стало известно “Ведомостям”, глава “Рособоронэкспорта” должен в течение месяца возглавить совет директоров автогиганта. Непосредственно управлять заводом будет нынешний председатель совета Владимир Артяков. Он возглавит управляющую компанию автоконцерна, к которой уже послезавтра перейдут функции его гендиректора.

“АвтоВАЗ” в 2005 г. произвел 721 500 машин. Выручка по РСБУ в 2005 г. — 132,5 млрд руб., чистая прибыль — 1,4 млрд руб. Около 60% “АвтоВАЗа” принадлежит его “дочкам” — AVVA, ЦО “АФК” и ИФК. С 22 декабря 2005 г. предприятием управляет ФГУП “Рособоронэкспорт”.

О том, что именно Чемезов может в течение 2-3 недель занять кресло председателя совета директоров “АвтоВАЗа”, “Ведомостям” рассказали два его знакомых. Управленческая реформа “АвтоВАЗа” была анонсирована в начале лета. Было решено, что вместо Игоря Есиповского, назначенного гендиректором “АвтоВАЗа” в декабре, руководить автоконцерном будет управляющая компания. В конце июня Есиповский подал в отставку, а на 5 октября назначено внеочередное собрание акционеров “АвтоВАЗа”, которое передаст функции гендиректора предприятия московской компании “Корпоративный центр “АвтоВАЗ”. Сейчас ее возглавляет директор по корпоративному управлению “АвтоВАЗа” Эдуард Зернин. Но в течение месяца после внеочередного собрания его на этом посту сменит нынешний председатель совета директоров “АвтоВАЗа” Владимир Артяков, рассказали “Ведомостям” несколько источников, близких к автозаводу. А Чемезов, который будет введен в состав совета директоров “АвтоВАЗа” 5 октября, через несколько недель сядет в кресло председателя, которое сейчас занимает Артяков, уточняют собеседники “Ведомостей”.

“И пост председателя совета директоров, и место гендиректора управляющей компании должны занимать представители компании-собственника, которой в случае с “АвтоВАЗом” может стать “Рособоронэкспорт”, — объясняет один из собеседников “Ведомостей” предстоящую управленческую реформу на “АвтоВАЗе”. Оба поста предполагают большую долю ответственности за то, что происходит на “АвтоВАЗе”. Глава совета директоров концерна традиционно голосует контрольным пакетом акций “АвтоВАЗа”, находящимся в собственности его “дочек”. Владимир Каданников, занимавший этот пост почти 30 лет, был королем “АвтоВАЗа” и Тольятти, шутит один из бывших сотрудников “АвтоВАЗа”. А гендиректор управляющей компании будет определять стратегическое развитие компании, руководить ее инвестпроектами и сбытом. 54-летний Чемезов полжизни проработал в госкомпаниях или чиновником — в “Совинтерспорте”, “Промэкспорте” (один из предшественников “Рособоронэкспорта”), а в 1996-1999 гг. работал начальником отдела внешних экономических связей управления делами президента. Тогда его начальником был Путин, с которым Чемезова до сих пор связывает крепкая дружба, утверждают многие знакомые главы госкомпании. С 2000 г. Чемезов возглавляет “Рособоронэкспорт”, а за последний год под его руководством этот госпосредник в торговле оружием начал превращаться в промышленный холдинг. Недавно “Рособоронэкспорт” стал акционером титановой корпорации “ВСМПО-Ависма”, его же подозревают в скупке акций “Камаза”. Артяков работает с Чемезовым с 1997 г., когда пришел на работу в управление делами президента. Затем вместе с Чемезовым он пришел в “Промэкспорт”, затем стал замгендиректора “Рособоронэкспорта”.

Чемезов и Артяков становится у руля “АвтоВАЗа” в трудный момент. Эксперты PricewaterhouseCoopers считают, что вскоре российские легковушки будут вытеснены с рынка иномарками (подробнее см. статью на стр. Б1). “Что же греха таить — предприятие [”АвтоВАЗ“] в сложном положении, и если одна из государственных структур берется в качестве кризисного менеджера вывести предприятие из этого состояния, то это неплохо”, — заметил в феврале Путин. По мнению президента, госкомпания может и получить пакет акций “АвтоВАЗа”, если это потребуется ради “спасения [завода], сохранения рабочих мест, выведения на новый технологический уровень”.

Выходцы из “Рособоронэкспорта” управляют “АвтоВАЗом” почти год, но ни одно из громких заявлений, сделанных руководителями компании, пока не исполнено. “АвтоВАЗ” пока не разработал проект, достойный финансирования из инвестфонда, не нашел стратегического партнера и не начал строить обещанный второй автозавод в Тольятти мощностью 450 000 машин в год. “До сих пор было ощущение, что на «АвтоВАЗе» царит безвластие, в действиях его руководства не было видно логики”, — отмечает аналитик “Атона” Татьяна Капустина. Главная задача “менеджерской пары” — выработать внятную стратегию и подготовить инвестиционную программу, чтобы попросить денег из бюджета, и, по ее словам, у Чемезова есть для этого все ресурсы.

Люди из ближайшего окружения президента отвечают за несколько крупных компаний: вице-премьер Дмитрий Медведев возглавляет совет директоров “Газпрома”, составляя “менеджерскую пару” с предправления монополии Алексеем Миллером, а замглавы администрации президента Игорь Сечин председательствует в совете директоров “Роснефти”, которую возглавляет Сергей Богданчиков. Насколько эффективной окажется новая управленческая пара, оценить трудно: несколько опрошенных бизнесменов, знакомых с Чемезовым, не согласились обсудить с “Ведомостями” его менеджерские качества даже анонимно.

Юлия Федоринова

Глеб Столяров

Ведомости

04.10.2006, №186 (1713)

Фото: С. Портер

На фото: Руководителю “Рособоронэкспорта” Сергею Чемезову придется вплотную заняться “АвтоВАЗом”

Ведомости

*