Генеральная прокуратура провела масштабную проверку: как же реагировали прокуроры на обращения граждан. И главное: на что чаще всего люди жаловались. Больше всего ведомство интересовало, как начальники работают с населением, реагируют ли на жалобы и пожелания граждан. Выяснилось, что люди стали чаще писать прокурорам. Только за шесть месяцев этого года прокурорами было рассмотрено более 800 тысяч обращений граждан.

С помощью этого метода прокуроры надеются выяснить, в каком регионе какие недостатки — отдельные, а какие — система. Скажем, в некоей области вал жалоб на протекающие крыши и холодные батареи. Значит, надо проверить коммунальщиков. А в другом регионе милиция повально закрывает уголовные дела под надуманными предлогами. Значит, гостей из прокуратуры должны ждать в службе «02».

Как сообщили в Генеральной прокуратуре, граждане стали чаще писать прокурорам. За шесть месяцев этого года прокурорами было рассмотрено более 800 тысяч обращений граждан. Из них удовлетворено каждое пятое. По логике получается, что в остальных случаях граждане были не правы.

— В ходе рассмотрения жалоб были приняты конкретные меры прокурорского реагирования: принесено восемь с половиной тысяч протестов, — рассказали корреспонденту «РГ» в Генеральной прокуратуре. — Внесено около 40 тысяч представлений, направлено в суд 60 тысяч исков и заявлений, предостережено шесть с половиной тысяч должностных лиц.

То есть, по сути, более шести тысяч больших и малых начальников получили строгие предупреждения от прокуроров. И скорее всего — задумались. Больше стало жалоб и на следствие. В итоге за полгода прокуроры отменили около 15 тысяч незаконных отказов в возбуждении уголовного дела. Это те самые случаи, когда правоохранительные органы пытались сделать вид, что преступления не было, чтобы лишний раз не утруждать себя расследованием.

В двух с половиной тысячах случаев следователи пытались прекратить уголовное дело, но прокуроры отменили эти постановления. Дела незаконно прекращают по самым разным причинам. Иногда следователь завален с головой работой, и руки до всего не доходят, а начальство требует показателей. Конечно, в такой ситуации легче найти предлог и закрыть какое-нибудь дело, а не напрягаться в расследовании.

Другая причина — подкуп. Третья — непрофессионализм. С каждой из этих причин прокуроры обязаны бороться. Принцип: не можешь — научим, не хочешь — заставим, актуален не только в армии.

Вообще чаще всего в прокуратуру жалуются не необъективное следствие, причем недовольно часто обе стороны: и потерпевшие, и обвиняемые. Одни считают, что следователи никого не хотят наказывать. Другие утверждают, что правоохранители пытаются наказать напрасно.

Традиционно много приходит жалоб на нарушения трудового и земельного законодательств, а также на нарушения прав военнослужащих. По прокурорской статистике, защиту у прокуроров нашел каждый второй гражданин, заявлявший, что его обидели работодатели. Было удовлетворено 53 процента таких жалоб. А в Хабаровском крае, Рязанской и Курской областях, Корякском автономном округе, Орловской и Оренбургской областях и вовсе начальники распоясались. Прокуроры в этих регионах признали законными около 80 процентов жалоб на нарушения трудового законодательства.

— Прокуратура остается по-прежнему для граждан, чьи интересы оказались ущемлены, органом, способным квалифицированно и в короткий срок восстановить их законные права, — говорят в Генеральной прокуратуре. — На основе проведенного анализа будет планироваться дальнейшая надзорная деятельность. Органы прокуратуры намерены и впредь считать работу по рассмотрению жалоб и обращений граждан приоритетным направлением в своей деятельности.

Владислав Куликов

Дата публикации 3 октября 2006 г.

Российская газета

*