Секрет красоты оказался совсем простым
Ученые из Калифорнийского Университета (CША) с помощью экспериментов доказали, что человек считает лицо или предмет более или менее красивым в зависимости от того, насколько быстро мозг способен обработать данное изображение.
Таким образом, самыми красивыми нам кажутся наиболее «усредненные» и узнаваемые образы. Эти образы наиболее близки к «прототипам», которые существуют в мозгу, поэтому их легко воспринимать.
Феномен «усредненности красоты» был обнаружен учеными еще в конце 19 века. В 90-х годах прошлого столетия Judith Langlois (Техасский Университет, Остин, США) провела эксперимент, который наиболее ярко проиллюстрировал данный феномен. Тогда люди сочли лицо, смоделированное на компьютере из 16 реальных лиц, более красивым, чем каждое из этих лиц по отдельности.
Однако эффект проявляется не только в отношении человеческих лиц. Люди предпочитают изображение, наиболее близкое к среднему, и тогда, когда речь идет о собаках, птицах, машинах, и, даже, о наручных часах.
Феномен «усредненности красоты» пытались объяснить с точки зрения эволюции и полового отбора. Как и симметрия (другой показатель привлекательности), «усредненность» может говорить о хорошем здоровье потенциального полового партнера. Пример: слишком выпуклые глаза – признак заболевания. Подобное объяснение кажется правдоподобным, когда речь идет о человеческих лицах, но его нельзя применить к неодушевленным предметам и животным, которые не имеют никакого отношения к половому отбору.
Piotr Winkielman и его коллеги решили найти более общий механизм привлекательности. Хорошо известно, что изображения, близкие к «прототипам», кажутся наиболее привлекательными, и обрабатываются мозгом быстрее всего (это было доказано в экспериментах, когда людей просили классифицировать изображенный предмет и засекали скорость). Ученые рискнули предположить, что «усредненные» образы кажутся привлекательными именно из-за того, что мозгу легко их обрабатывать.
«Участники эксперимента быстрее классифицировали предметы и считали их более красивыми, когда изображения были наиболее близки к «прототипам». Чем быстрее человек классифицирует предмет, тем более красивым он кажется», — пишут исследователи.
«Скорее всего, в мозгу нет никакого встроенного «счетчика», определяющего ценность потенциального партнера или чего-то в этом роде. Механизм гораздо проще: чем легче обработать информацию об объекте, тем красивее он кажется. Стремление мозга к экономии энергии объясняет культурные и исторические отличия в восприятии красоты. Человеку кажется красивым то, что более привычно и, то, что легче воспринимается», — говорит Piotr Winkielman.
*