Страны Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) рассматривают возможность строительства кольцевой автодороги вокруг общего для них моря. Соответствующий меморандум одобрили в Сочи в среду министры транспорта стран-участниц ОЧЭС. Предлагается построить автодорогу протяженностью примерно семь тысяч километров, которая соединит Турцию, Грузию, Россию, Украину, Молдавию, Румынию и Болгарию.

Инфраструктурные проекты в принципе имеют большой потенциал, считают эксперты

Трасса должна пройти через Стамбул, Батуми, Новороссийск, Таганрог, Мариуполь, Одессу, Кишинев и Бухарест.

Окончательно меморандум планируется утвердить в ноябре.Строительство автомагистрали будет финансироваться из бюджетов стран-участниц.

Международный банк реконструкции и развития и Банк ОЧЭС также выразили готовность вложить средства в строительство дороги, сообщил ИТАР-ТАСС глава минтранса России Игорь Левитин.

А коллега Левитина из Армении Андраник Манукян предложил при определении маршрута магистрали проработать возможность транспортного выхода к Черному морю для тех стран ОЧЭС, которые его не имеют.

«Благие пожелания»

«Реализация крупных инфраструктурных проектов — теоретически один из наиболее обещающих способов организации в особенности регионального сотрудничества», — считает старший научный сотрудник Института международных отношений в Хельсинки Аркадий Мошес.

«Но с учетом событий в Черноморском регионе в последние 15-16 лет приходится констатировать, что пока такие крупные инициативы скорее стоит рассматривать как благие пожелания, нежели чем конкретные планы, которые имеют шанс на быструю реализацию», — полагает эксперт.

По мнению Мошеса, объем собственных инвестиционных ресурсов стран Черноморского региона невелик в сравнении, например, с государствами вокруг Балтики.

Евросоюз долгое время не рассматривал Причерноморье как приоритетный регион, хотя с вступлением в ЕС Румынии и Болгарии ситуация может измениться, отмечает эксперт.

Мошес обращает внимание и на политические факторы.

По его словам, «с одной стороны, в Черноморском регионе объем политических противоречий между ведущими участниками (Россия, Турция, Греция) невелик. Это обещает развитие сотрудничества».

«Но нельзя сбрасывать со счетов тот объем противоречий, который существует, скажем, между Россией и Грузией, Россией и Украиной тоже нельзя. Поэтому потенциал сотрудничества у региона есть, но он ограничен», — подчеркивает эксперт.

Мошес затруднился спрогнозировать сроки реализации строительства кольцевой автодороги и в обоснование привел проект нефтепровода Бургас-Александруполис, отдача от которого могла бы быть получена гораздо быстрее, однако начало строительства серьезно затянулось.

В начале сентября лидеры России, Греции и Болгарии обязались до конца года подписать соглашение о поддержке строительства «трубы».

«На постсоветском пространстве инфраструктурные проекты реализуются очень медленно, особенно международные, и очень часто остаются в декларативной стадии», — отметил он.

Владимир Эленбоген

BBCRussian.com, Москва

среда, 27 сентября 2006 г., 13:31 GMT 17:31 MCK

Би-би-си

***