Телефонная психологическая помощь в больших городах давно стала необходимым социальным сервисом. В Москве тоже существует несколько платных и бесплатных психологических служб, где можно по телефону получить консультации специалиста. Однако практически все они работают только в дневное время и имеют длинные семизначные номера, которые непросто вспомнить в критической ситуации. Московские власти решили предложить москвичам простой и круглосуточный телефон спасения: с 16 октября муниципалитет запускает многоканальный номер неотложной психологической помощи 051, который будет работать 24 часа в сутки.

Председатель комитета по делам семьи и молодежи Москвы Олег Пильщиков считает, что службы психологического сопровождения достаточно организованно представлены в образовании, здравоохранении, при департаменте социальной защиты и МЧС, но туда обращаются лишь те, кто так или иначе задействован в этих сферах. «А практика созданного сразу после трагедии на Дубровке в 2003 году госучреждения «Московская служба психологической помощи населению» показывает, что у москвичей много проблем и не связанных с реабилитацией после чрезвычайных ситуаций, — рассказал он журналистам, — поэтому комитет настроен расширять работу службы».

По данным директора Московской службы психологической помощи населению Антонины Лященко, одна треть обращающихся в службу за помощью приходит сюда с семейными проблемами. Эти клиенты, по ее словам, испытывают стрессы и депрессии после разводов, потери близкого человека или семейных конфликтов. Кроме того, психологи констатируют, что и в наше время на втором месте стоит проблема отцов и детей. «Все наши специалисты диагностируют, что агрессивность и отсутствие толерантности распространяются на отношения с близкими родственниками, детьми, — рассказала г-жа Лященко, — и по-прежнему в семьях сталкиваются отличные друг от друга представления и принципы разных поколений». С этими проблемами к муниципальным психологами обращаются около 20% клиентов. Еще 8—10% приходят с депрессиями, фобиями, тревогами, страхами и прочими симптомами нарушения психологического здоровья. И нередко, по словам Антонины Лященко, приходится диагностировать у клиентов этой категории уже развивающееся психическое расстройство и направлять к соответствующему специалисту.

Она считает, что в психологических стрессах большого города столица рискует потерять цвет общества, поскольку к специалистам обращаются в большинстве своем образованные, умудренные опытом горожане. К тому же за бортом очных психологических ставок остаются, как правило, мужчины, не склонные ходить на прием даже к обычному терапевту, считает руководитель проекта «телефона неотложной психологической помощи» Валерий Шатило. «На телефоне несколько иная ситуация с клиентами, если в службу обращаются преимущественно женщины, то 23% звонящих — мужчины», — уточнил он. По его словам, психологические проблемы имеют свойство обостряться ночью, когда не к кому обратиться. Поэтому городские власти решили открыть трехзначный круглосуточный телефон экстренной психологической помощи, который пополнит список номеров основных служб спасения.

«Это будет еще одна служба наряду с милицией, скорой и МЧС, куда горожане могут бесплатно обратиться за соответствующей помощью, — рассказала Антонина Лященко, — как нам объяснили в Московской городской телефонной сети, скоро все двухзначные номера переведут в трехзначные». В этом году на создание новой шестиканальной службы спасения бюджет города потратил 9,5 млн руб. В будущем году, по словам г-на Пильщикова, уйдет от 5 до 10 млн руб.: если популярность скорой психологической помощи будет расти, то придется расширять и число телефонных каналов, и штат психологов.

Пока на телефоне в пять смен будут работать 40 специалистов. Но муниципальные психологи и чиновники уверены, что этим новая служба не ограничится, поскольку только за день на обычный телефон московской службы психологической помощи поступает более тысячи звонков. И эта работа весьма трудная: на каждый звонок психолог тратит в среднем около 40 минут и при этом ограничен в возможности более полного получения информации о клиенте. В результате происходит быстрое профессиональное «сгорание», и специалисту требуется восстановление. Кроме того, совместно с психологами городские чиновники планируют увеличить с шести до десяти число филиалов московской службы психологической помощи, создать передвижной пункт на базе одного из городских автобусных парков и разработать к следующему году городской закон о психологической помощи.

Юлия ХОМЧЕНКО

Время новостей

N°177

28 сентября 2006

Время новостей

***