Строительство домов в стиле неосталинизма отражает изменившийся в стране политический климат

В 90-е годы московские застройщики создавали проекты строительства огромных застекленных башен и яркого неонового освещения некогда серых проспектов города. Миллионы долларов были потрачены для того, чтобы создать шикарные фасады зданий, архитектурный стиль которых, по словам одного эксперта, напоминал блеск «позднего Лас Вегаса».

Однако вкусы заметно изменились за период перегибов, последовавший после распада СССР, когда все советское отвергалось, а все, что имело привкус западного модернизма, пусть даже самого вульгарного, было востребовано. Другое дело Россия президента Владимира Путина. Путинские политические лозунги о стабильности и восстановлении символов советской эры нашли свое отражение в изменяющемся пейзаже крупнейшего города Европы.

В настоящее время в градостроительстве Москвы популярна концепция дизайна, которая, по выражению архитекторов, соответствует стилю «неосталинизма», в знак уважения к стилю, введенному советским диктатором Иосифом Сталиным, который перестраивал Москву после Второй мировой войны. Семь внушительных небоскребов и множество более скромных зданий, возведенные в эпоху Сталина, были призваны подчеркнуть величие победившего советского государства. Как отмечают дизайнеры и агенты по недвижимости, сейчас в центральной части российской столице, где резко возрос спрос на элитную недвижимость, растет число новостроек, напоминающих о сталинской эпохе, которые приносят неплохие доходы. Один такой дворец для «новых русских» получил название «Ностальгия».

Другое элитное здание — «Триумф-Палас» с высокой башней, возвышающейся над Ленинградским проспектом, который рекламируется как восьмой небоскреб, спроектированный в эпоху Сталина, но так и не построенный. Роскошные корпуса этого здания включают такую артибутику капитализма, как фитнес-центр, подземная стоянка и прямое подключение к Интернету. Однако проект этого здания был скопирован с проектов, разработанных в советское время. После того, как на прошлой неделе был возведен шпиль «Триумф-Паласа», этот небоскреб высотой в 264 метра превратился в самое высокое жилое здание Европы.Еще за год до завершения строительства «Триумф-Паласа» все 960 квартир этого здания были раскуплены. «Дизайн новых зданий, — говорит Евгения Микулина, заместитель главного редактора российского издания «Architectural Digest», — соответствует «подсознательному стремлению покупателей к величию и представительности». Примечательно, что заголовок статьи в одном журнале, анализирующей новый феномен, звучит саркастически: «При Сталине у нас был порядок».

Эти здания, многие из которых были спроектированы вскоре после прихода к власти Путина в конце 1999 года и только сейчас возводятся, отражают не только изменившийся в стране политический климат. Они уникальным образом отражают российское восприятие социального статуса. Семь сталинских небоскребов, известные здесь просто как «сталинки», всегда вызывали восторг россиян. Они восхищались недосягаемой роскошью, надежными конструкциями, относительно шикарными материалами, высокими потолками, классическим декором и отличным расположением этих зданий.

Проекты этих зданий разрабатывали лучшие архитекторы страны. Сталин лично одобрил главные детали. Стиль зданий сталинской эры, напоминающий о небоскребах Art Deco, построенных в Нью-Йорке, также включал готические башни и шпили, которые приказал включить в проект советский лидер. В прошлом эти строения сравнивали со свадебными тортами, и это сравнение сохранилось. Тогда только самые привилегированные аппаратчики КПСС могли надеяться на получение квартиры в одной из трех «сталинок», построенных в качестве жилого фонда, и деньги не играли никакой роли.

Актриса Лидия Смирнова вспоминает, что просто упала в обморок, когда увидела, насколько благоустроенной была ее новая квартира, которую ей предоставили только после того, как она обратилась лично к внушавшему страх руководителю Службы безопасности Сталина Лаврентию Берии. Тот факт, что при строительстве высоток в основном использовался труд заключенных Сталина, никогда, казалось, не умалял величественности этих зданий.

Даже спустя десятилетия после постройки здания сталинской эпохи сохранили ауру эксклюзивности, особенно на фоне дрянных серых блочных домов, которые были возведены в 60-70 годы и сейчас составляют основу жилого фонда Москвы и других российских городов. «В течение долгих лет самой заветной мечтой каждого советского человека было жить в сталинском небоскребе», — говорит Евгения Микулина.

Однако проекты этих высоток вызвали резкую критику экспертов, которые назвали их жалкими копиями оригиналов. «Здания Сталина украшали городской пейзаж, а эти здания украшают только сами себя. Все в них призвано афишировать богатство и элитность живущих там людей», — считает Алексей Комеч, директор Государственного института искусствознания. Он уподобил неосталинские новостройки игральным автоматам только без ручек.

В прошлом году один архитектурный журнал, публикующий материалы о новостройках, назвал их «капиталистическим реализмом», иронизируя над стилем искусства, известным при Сталине как «соцреализм». По мнению журнала, эти современные московские постройки отражают «жажду к подлинности», но удовлетворяют эту потребность только «ностальгией».

Возможно, это утверждение верно, но агенты по недвижимости утверждают, что в Москве «ностальгия», даже в эрзац-вариациях, пользуется спросом и стоит недешево. «Триумф-Палас», строительство которого началось в 2001 году, будет готов к заселению в следующем году, но все квартиры здесь уже распроданы, в среднем по 450 тысяч долларов каждая. «Сталинские небоскребы всегда были символом того, к чему каждый стремился в советские времена, и именно поэтому многие люди, которые выросли в советское время, сегодня связывают этот стиль с престижем, — считает Лариса Кулагина, глава департамента элитного жилья компании «Миэль». — Эти здания призваны подчеркнуть статус человека и его высокое социальное положение».

У здания «Ностальгия» типичная история. Строительство этого здания было завершено в минувшем году компанией московского правительства «Главмосстрой». «Наша компания устала от современной архитектуры 90-х годов, и мы решили построить здание в стиле неосталинизма», — сказал один из руководителей компании Валерий Гапеев. Здание «Ностальгия», расположенное в престижном месте к западу от городского центра, с видом на березовый лес и озеро, напоминает величественные высотки сталинской эры на набережной Москвы.

«Ностальгия означает специфический период строительства в Москве. Для нас это также ностальгия по детству», — заявил Кирилл Максимов, 30-летний бизнесмен, который намерен купить одну из квартир. Однако у «Ностальгии» есть и проблемы. Здесь протекает крыша, нет детской площадки, а обещанный подземный гараж так и не был построен, говорит Ирина Линкова, сотрудник частной фирмы «Оазис», которая по контракту обслуживает это элитное здания. В то же время, по ее словам, большой успех инициаторов проекта заключается в том, что здесь купили квартиры многие известные актеры, профессиональные спортсмены, политические деятели и врачи, причем большинство из них еще до переезда сюда тратят многие тысячи долларов на отделку своих будущих квартир. «Этот небоскреб, действительно, выделяется среди других зданий», — считает Ирина Линкова

Сьюзан Глассер, Susan Glasser,

Перевод: Айдын Мехтиев, ИноСМИ.Ru

Опубликовано на сайте inosmi.ru: 26 декабря 2003, 11:51

ИноСМИ.Ru

*