В минувший понедельник на официальном сайте Федерального космического агентства появилось интервью руководителя «Роскосмоса» Анатолия Перминова. В нем, в частности, Перминов подчеркивает, что Россия готовится к полетам на Луну и Марс. «Она уже сейчас имеет предложения от США, Европы, Индии, Китая по участию в их программах освоения Луны и Марса и имеет, что предложить этим и другим странам», – утверждает Анатолий Перминов.

Так будет выглядеть «Пилотируемый исследовательский корабль» (CEV) на «Аресе-1».

Фото NASA

Это заявление руководителя «Роскосмоса» начинает «играть» совсем другими красками, если вспомнить, что накануне, США, наконец, выбрали окончательный вариант своего космического корабля, который придет на смену «шаттлам» (последний полет «челнока» запланирован на 2010 год). Напомним, что задача создать новую машину для полетов астронавтов, получившую название «Пилотируемый исследовательский корабль» – CEV, была поставлена 14 января 2004 года президентом Бушем-младшим, когда он провозгласил новый курс США в космосе: вернуться на Луну, где уже тридцать с лишним лет назад побывали экипажи «Аполлонов».

За право стать подрядчиком NASA по строительству CEV боролись: с одной стороны – альянс фирм «Боинга» и «Нортроп Груммана», а с другой – компания «Локхид Мартин». Победил вариант «Локхид Мартина». Теперь эта компания получит от NASA контракт на строительство CEV, оцениваемый в 8,15 млрд. долларов.

Этот универсальный корабль должен не только доставлять астронавтов с Земли на околоземную и окололунную орбиты, но в перспективе может быть задействован и в полетах к Марсу.

Своими внешними очертаниями СEV представляет собой увеличенную конусовидную капсулу «Аполлона» («Аполлон» на стероидах», как его шутя назвали специалисты NASA). Но если классический лунный корабль был рассчитан на 3 человек, то его преемник – на 4–6 человек, и к тому же возможно его многоразовое использование. Прогнозируемая вероятность его отказа не превысит один на 438 стартов, а непосредственно корабля – 1 на 2000 полетов.

Надежность ракеты для CEV обеспечивается еще и тем, что конструкция двигателя ее второй ступени основана на двигателе J-2, успешно использовавшимся на «аполлоновском» носителе «Сатурн-5». Испытание первой ступени для «Ареса-1» намечено на апрель 2009 года. NASA намерено ввести CEV в эксплуатацию к 2014 году.

В той же степени, в которой создание CEV приближает реализацию новых космических планов США, оно ухудшает перспективу российско-американского партнерства за пределами атмосферы. Глава NASA Майкл Гриффин четко дал понять: любое международное сотрудничество в рамках лунной программы Америки – лишь с поверхности Луны. Это подразумевает не более чем участие в сооружении инфраструктуры американской лунной базы. Все основные элементы для полета на Селену – CEV, «Арес-1», лунный модуль, ступень для «буксировки» CEV и лунного модуля к Луне, а также тяжелый носитель «Арес-5» для вывода модуля и ступени на околоземную орбиту – будут создаваться в США.

Таким образом, исчезает технологическая основа для широкомасштабного взаимодействия России и США в космосе, которая базировалась на двух составляющих: околоземном орбитальном комплексе и транспортном корабле «Союз». Но США намерены к 2015–2017 годам уйти с Международной космической станции, а с появлением CEV отпадет необходимость и в «Союзах».

На этом фоне не может не удивлять недавнее заявление главы Федерального космического агентства (ФКА) Анатолия Перминова: «Если мы и примем в будущем решение осваивать другие планеты… мы пойдем на это только на основе равноправного сотрудничества и глобального международного партнерства». Это означает одно из двух.

Первое – руководитель ФКА предвидит «усыхание» отечественной ракетно-космической отрасли до таких масштабов, при которых ее участие в создании второстепенных элементов лунной базы США будет считаться «равноправным» сотрудничеством с Америкой. Второе – глава агентства заранее ставит крест на будущем российской космонавтики, обставляя ее развитие заведомо невыполнимыми условиями. Ведь планы Китая отправить «тайконавтов» на Луну пока являются в лучшем случае «декларацией о намерениях», а Европа до сих пор не может разработать и построить собственный корабль даже для полетов на околоземную орбиту.

Таким образом, «завтра» российского космоса возможно лишь на пути осуществления национальных крупномасштабных инновационных проектов, предусматривающих пилотируемое освоение космоса за пределами лунной орбиты. Причем международное сотрудничество в рамках этих проектов должно допускаться лишь в той степени, в которой оно не станет ключевым условием их реализации.

Так сейчас представляется один из возможных вариантов лунного американского модуля.

Так сейчас представляется один из возможных вариантов лунного американского модуля.

Источник: Bambam131.com

Юрий Караш

Об авторе: Юрий Юрьевич Караш — доктор наук (Ph.D.) США по специальности космическая политика и международные отношения, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского

27.09.2006

Независимая газета

***