Чем разбавляют 95-й бензин?
По качеству бензина Россия далеко отстала от Европы. Там уже ездят на бензине стандарта «Евро-4», а у нас еще далеко не все перешли на «Евро-2». В провинции и вовсе распространен ядовитый этилированный бензин. Хотя официально его давно запретили. Качественного бензина в стране до недавнего времени просто не было. Марки 95 и 98 получали при помощи добавления вредных присадок в обычный 92-й. Это портит двигатель, но кому до этого есть дело?
На московских автозаправках — новшество. Переплатив рубль или два за литр, можно заправиться «хорошим» бензином европейского стандарта. Нефтяные компании называют его по-разному, но суть одна. За «элитный» бензин выдают то, что давно уже стало нормой в развитых странах. Все остальное топливо на российских заправках — это по-прежнему опасная и для экологии, и для двигателя химическая смесь. А нефтяники, улучшив наконец качество своей продукции, решили на этом побольше заработать.
По качеству бензина Россия далеко отстала от Европы. Там уже ездят на бензине стандарта «Евро-4», а у нас еще далеко не все перешли на «Евро-2». В провинции и вовсе распространен ядовитый этилированный бензин. Хотя официально его давно запретили. Качественного бензина в стране до недавнего времени просто не было. Марки 95 и 98 получали при помощи добавления вредных присадок в обычный 92-й. Это портит двигатель, но кому до этого есть дело?
И вот теперь появился официально «хороший» бензин. На заправках разных компаний его называют по-разному. На BP это «Ultimate», на «ЛУКОЙЛе» — «ЭКТО» (сокращенно от «экологическое топливо»). Но суть примерно одна: это бензин нормального европейского качества. Хотя продается он, естественно, дороже обычного.
Чем отличается «хороший» бензин от обычного? В первую очередь содержанием вредных примесей. В хорошем бензине меньше серы, меньше бензола, меньше ароматики и углеводородов (см. график), а кроме того, хороший бензин делается без присадок. Проще говоря, он чистый. По сути нефтяные компании просто улучшили качество своей продукции с «плохого» до «хорошего», и при этом подняли цену на топливо на 1-2 рубля за литр. Поэтому в провинции «хороший» бензин увидят еще не скоро — он слишком дорогой.
«Закрывать производство обычного АИ-95 мы пока не собираемся», — признались «Известиям» в ТНК-ВР. Проблема в том, что российские нефтяники просто не способны производить качественный бензин в таком количестве, чтобы обеспечить всю страну. Наши нефтеперерабатывающие заводы давно устарели и физически не способны делать качественный и безопасный продукт. А строить новые — дорого, и нефтяные компании, несмотря на все свои сверхдоходы, не торопятся инвестировать в экологию и безопасность. Государство не заставляет, а «по доброй воле» невыгодно.
Конечно, несколько современных заводов в России уже построены. Но до последнего времени вся их продукция уходила за рубеж. Теперь же немного достанется и москвичам. «ЭКТО» и «Ultimate» делают на двух заводах: «ЛУКОЙЛ» — в Нижнем Новгороде, ТНК-ВР — в Рязани. «Мы считаем, что проекты «ЛУКОЙЛа» и ТНК-ВР скорее имиджевые, чем сулящие быструю коммерческую отдачу», — полагает Александра Зубачева, эксперт ИГ «Петромаркет».
Пользуется ли спросом «хороший» бензин? В нефтяных компаниях утверждают, что да — продажи на заправках с появлением новых марок заметно выросли. Покупателей не смущает высокая цена. Но ясно, что речь идет о наиболее состоятельных владельцах дорогих иномарок. Основная масса потребителей, в том числе и в Москве, не торопится заботиться об экологии и платить за это деньги. Возможно, именно поэтому другие нефтяные компании пока не торопятся последовать примеру «ЛУКОЙЛа» и ТНК-ВР.
Проблема в том, что хороший бензин делать пока невыгодно — правительство обещает дать налоговые скидки при производстве такого бензина, но до дела пока руки не дошли. А по закону продавать «плохой» бензин можно будет еще долго. Минпромэнерго разработало специальный регламент, согласно которому стандарт «Евро-2» будет действовать до 2008 г., в 2008-2010 годах стандартом станет «Евро-3», в 2010-2014 гг. — «Евро-4».
Нефтяники тем не менее довольны, они считают, что сделали беспроигрышный маркетинговый ход. «Наши люди любят машины, разговаривают с ними, придумывают им прозвища. Машина как член семьи. Я думаю, что мы сумеем «зацепить» российского автолюбителя», — и в шутку, и всерьез говорит официальный представитель ТНК-ВР Александр Шадрин.
Любителям дешевого «плохого» топлива тоже беспокоиться не стоит. Производить и продавать его никто не запретит — куда же тогда девать старые автомобили?!
В Питере «хорошего» бензина пока нет
«Да называйте как хотите, главное — чтобы от этого топлива движок не стучал и машина бегала хорошо», — удивился президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин, который в первый раз услышал от «Известий» об «ЭКТО» и «Ultimate» — до северной столицы новый бензин еще не доехал. Самыми «крутыми» в Питере считаются заправки финской компании Neste Oil. Правда, как признался «Известиям» один из руководителей этой фирмы, в Питере они торгуют «обычным» бензином российского производства.
Что дает «качественный» бензин
— увеличение мощности двигателя — на 15%
— улучшение ускорения — на 10%
— повышение очистительной способности двигателя в 2.4 раза
— увеличение экономии топлива — до 20 дополнительных км с бака автомобиля
Почему присадки портят двигатель?
В России в отличие от остального цивилизованного мира до сих пор разрешено применение ферроценовых присадок: максимально допустимая доза 18 мг на литр бензина. Правда, за соблюдением норм никто не следит. Наиболее активно используются cамые дешевые и вредные. В последнее время особенно модными стали ферроцены, их еще не полностью запретили. Недавно подобные присадки были запрещены в Китае, теперь вся китайская присадочная промышленность работает на Россию. Такой «обогащенный» бензин буквально сжигает и свечи, и каталитические нейтрализаторы автомобилей.
• Федор ЧАЙКА
26.09.2006 09:36
***