25 сентября мир отмечает столетие со дня рождения русского композитора Дмитрия Шостаковича, которого многие музыкальные критики называют величайшим композитором ХХ века. Его музыкальное наследие включает произведения в абсолютно всех жанрах: симфонии, инструментальные концерты, камерная и вокальная музыка, оперы и балеты, музыка к кинофильмам.

Дмитрия Шостаковича часто называют музыкальным летописцем своего времени, но для многих его личность продолжает оставаться загадкой.

Творчество Шостаковича получило признание во всем мире. В Британии не бывает музыкальных сезонов, когда бы не исполнялась его музыка.

В год юбилея композитора в Лондоне дирижер Валерий Гергиев исполняет с разными оркестрами все его симфонии.

Шостаковичу было всего 19 лет, когда он написал свою Первую симфонию. Она быстро стала популярной и исполнялась во многих странах мира. Уже тогда молодому композитору прочили большое будущее.

Всего за свою жизнь Шостакович сочинил 15 симфоний.

Скрытый смысл

В середине 1930-х годов особого внимания советской публики удостоилась его опера «Леди Макбет Мценского уезда», однако уже в 1936 году в газете «Правда» была опубликована разгромная рецензия на эту оперу, приписываемая самому Сталину.

Отношения Шостаковича со Сталиным до сих пор остаются загадкой, хотя о них много писали историки и биографы.

Особенно после публикации в книге Соломона Волкова «Testimony» («Исповедь») вызвавших много горячих споров мемуаров Шостаковича появилась тенденция вкладывать в произведения композитора скрытый смысл — например, скерцо из Десятой симфонии называют характеристикой Сталина.

Однако по самой свей природе язык музыки абстрактен, и произведения Шостаковича находят широкий отклик у слушателей на Западе, которые не пережили ужаса сталинских времен и нужды и лишений Великой отечественной войны.

Современный британский композитор Джеймс Макмиллан считает, что «в творчестве Шостаковича важна не сложность структуры музыки в западном понимании, а то, как она воздействует на слушателя, проникая через уши в мозг и, в конченом итоге, в душу человека».

Глубокий пафос и печаль

Фигура Шостаковича остается загадкой. В кадрах кинохроники и на фотографиях он производит впечатление человека застенчивого и очень нервного. Его публичные заявления расходятся с тем, что он говорит своей музыкой.

Сейчас мы уже, наверное, никогда не узнаем, почему Шостакович не вступал в партию, когда жизнь его висела на волоске, и вступил, когда этого вполне можно было не делать.

Почему композитор продолжал писать глубоко трагичную музыку уже после войны и после смерти Сталина вплоть до своей смерти в 1975-ом году?

Музыка Шостаковича сразу произвела сильное впечатление на Джеймса Макмиллана.

«В этой музыке сразу заметна индивидуальность. Ей свойственны глубокий пафос и печаль, которые до селе мне не встречались. Меня это заинтриговало. Откуда же в музыке появились эта грусть, эта боль?», — недоумевает он.

«Поразительным в творчестве Шостаковича является то, что, несмотря на субъективность, которая заметна в его музыке, мы одновременно замечаем дистанцию между голыми чувствами и тем, как эти чувства выражены в абстрактном звучании музыки», — говорит композитор.

«Именно это, мне кажется, является признаком большого мастерства. Это сочетание глубоко личного в творчестве Шостаковича и его способность несколько отстраниться от личного и переводить эти переживания на универсальный язык музыки делают Шостаковича великим симфонистом», — заключает Джеймс Макмиллан.

понедельник, 25 сентября 2006 г., 13:31 GMT 17:31 MCK

Би-би-си

*