100 лет со дня рождения Шостаковича
25 сентября мир отмечает столетие со дня рождения русского композитора Дмитрия Шостаковича, которого многие музыкальные критики называют величайшим композитором ХХ века. Его музыкальное наследие включает произведения в абсолютно всех жанрах: симфонии, инструментальные концерты, камерная и вокальная музыка, оперы и балеты, музыка к кинофильмам.
Дмитрия Шостаковича часто называют музыкальным летописцем своего времени, но для многих его личность продолжает оставаться загадкой.
Творчество Шостаковича получило признание во всем мире. В Британии не бывает музыкальных сезонов, когда бы не исполнялась его музыка.
В год юбилея композитора в Лондоне дирижер Валерий Гергиев исполняет с разными оркестрами все его симфонии.
Шостаковичу было всего 19 лет, когда он написал свою Первую симфонию. Она быстро стала популярной и исполнялась во многих странах мира. Уже тогда молодому композитору прочили большое будущее.
Всего за свою жизнь Шостакович сочинил 15 симфоний.
Скрытый смысл
В середине 1930-х годов особого внимания советской публики удостоилась его опера «Леди Макбет Мценского уезда», однако уже в 1936 году в газете «Правда» была опубликована разгромная рецензия на эту оперу, приписываемая самому Сталину.
Отношения Шостаковича со Сталиным до сих пор остаются загадкой, хотя о них много писали историки и биографы.
Особенно после публикации в книге Соломона Волкова «Testimony» («Исповедь») вызвавших много горячих споров мемуаров Шостаковича появилась тенденция вкладывать в произведения композитора скрытый смысл — например, скерцо из Десятой симфонии называют характеристикой Сталина.
Однако по самой свей природе язык музыки абстрактен, и произведения Шостаковича находят широкий отклик у слушателей на Западе, которые не пережили ужаса сталинских времен и нужды и лишений Великой отечественной войны.
Современный британский композитор Джеймс Макмиллан считает, что «в творчестве Шостаковича важна не сложность структуры музыки в западном понимании, а то, как она воздействует на слушателя, проникая через уши в мозг и, в конченом итоге, в душу человека».
Глубокий пафос и печаль
Фигура Шостаковича остается загадкой. В кадрах кинохроники и на фотографиях он производит впечатление человека застенчивого и очень нервного. Его публичные заявления расходятся с тем, что он говорит своей музыкой.
Сейчас мы уже, наверное, никогда не узнаем, почему Шостакович не вступал в партию, когда жизнь его висела на волоске, и вступил, когда этого вполне можно было не делать.
Почему композитор продолжал писать глубоко трагичную музыку уже после войны и после смерти Сталина вплоть до своей смерти в 1975-ом году?
Музыка Шостаковича сразу произвела сильное впечатление на Джеймса Макмиллана.
«В этой музыке сразу заметна индивидуальность. Ей свойственны глубокий пафос и печаль, которые до селе мне не встречались. Меня это заинтриговало. Откуда же в музыке появились эта грусть, эта боль?», — недоумевает он.
«Поразительным в творчестве Шостаковича является то, что, несмотря на субъективность, которая заметна в его музыке, мы одновременно замечаем дистанцию между голыми чувствами и тем, как эти чувства выражены в абстрактном звучании музыки», — говорит композитор.
«Именно это, мне кажется, является признаком большого мастерства. Это сочетание глубоко личного в творчестве Шостаковича и его способность несколько отстраниться от личного и переводить эти переживания на универсальный язык музыки делают Шостаковича великим симфонистом», — заключает Джеймс Макмиллан.
понедельник, 25 сентября 2006 г., 13:31 GMT 17:31 MCK
*