Может ли телефон заменить компьютер на рабочем столе?
Что это может значить «Телефон заменит компьютер на моем рабочем столе»? –возмутится подкованный читатель. Ведь это же два абсолютно разных устройства. Для разных задач. Телефон – чтобы звонить. А компьютер, компьютер это универсальный прибор. В нем у меня загружены мои корпоративные программы, почта, текстовый редактор наконец. Скажете мне, пожалуйста, как я буду редактировать текст на телефоне? Как вы это себе можете представить? Скорее всего авторы статьи ошиблись с названием, и правильно было бы ее назвать – «Сможет ли компьютер заменить телефон?».
Соглашаясь с такой абсолютно обоснованной реакций, тем не менее авторы статьи настаивают на своей версии поставленного вопроса и предлагают вам дойти до конца статьи для того чтобы уже после сделать собственное заключение об излагаемой точке зрения.
Что такое современный телефон на рабочем месте?
Учитывая всеобщую IP-тезацию корпоративных сетей, и предсказание (кстати, в России уже достаточно активно сбывающихся) о повальном переходе на технологии корпоративной IP телефонии, современным телефоном на рабочем месте мы будем называть IP телефон – клиентский терминал к одному из наших корпоративных сервисов IP сети.
Так уж сложилось, что в IP сетях всё принято делить на сервисы и клиентов этих сервисов. Например, сервис электронной почты (почтовый сервер) и клиент к нему – MS Outlook, The Bat, Lotus Notes и т.п. Сервис – файловый сервер, и клиент к нему – File Explorer, Norton Commander или FAR. Аналогично и с корпоративной IP телефонией: есть сервис сети – IP PBX и клиент к нему – настольный или программный IP телефон. Любая клиентская программа (например, MS Outlook), при входе в сеть отыскивает свой сервис – свой сервер, к которому подключается и предоставляет нам, конечным пользователям, доступ к функциональному набору этого сервиса. Например, почтовый сервис позволяет, читать и отправлять электронные письма. Файловый сервис – хранить и искать файлы. А сервис корпоративной IP телефонии – совершать звонки (в т.ч. видео-звонки) по нашей корпоративной IP сети.
Таким образом, мы видим, что наш IP телефон, с одной стороны повторяет те функции, которые мы привыкли ожидать от обыкновенного, аналогового телефонного аппарата. Но с другой стороны он не подключен прямым проводом к телефонной станции. Он подключен к компьютерной сети, которая как мы только что установили, наводнена разнообразными IP сервисами. сети. Внутри IP телефона находится свой процессор, оперативная память, программный код, определяющий возможности телефона и обычно периодически обновляющийся производителем. Наличие дополнительных возможностей к программируемости, естественный вход в IP сеть, а также устоявшееся представление о том, что у хорошего настольного телефона должен быть большой и удобный цифровой экран, на который для пользователя выводится дополнительная полезная информация, видимо послужило причиной тому, что часть проектировщиков IP телефонов, не остановились на том, что в своих изделиях реализовали поддержку только стандартных телефонных функций. Они сделали нечто большее. Они воспользовались находящимися в их руках электронными ресурсами и превратили дисплеи своих произведений, в мини-броузеры, аналогичные тем, что мы используем для прогулок по Интернету. Эти мини-браузеры способны отображать данные не только связанные с телефонной тематикой, но и также данные, предоставляемые другими сервисами IP сети. Например, корпоративного или внешнего web-сервера. Они придумали и воплотили в жизнь специальное расширение XML языка, которые учитывает специфику такого вот мини-браузера, и позволяет получать и отображать информацию практически от любого IP сервиса, а также удаленно управлять IP телефоном, отправляя на его внутренний Web-сервер XML сообщения с командами.
Таким образом, современный IP телефон, как мы видим это не просто устройства для предоставления голосового коммуникационного сервиса. Это еще и встроенный мини-барузер, web-сервер, работающие на специальном расширении XML и позволяющие интегрировать ресурсы сервисов нашей корпоративной IP сети на своем экране. Технология эта получила название XML сервисы, появилась несколько лет назад, нашла понимание и поддержку у системных интеграторов и производителей программного обеспечения.
Что могут XML сервисы IP телефона?
Давайте попробуем понять какие задачи способен решать XML сервис IP телефона у Вас на рабочем столе. Но для начала, авторы статьи предлагают ввести некоторый классификатор этих задач в соответствии с их назначение с позиции понимания бизнес-процессов компании.
Первый тип XML сервисов это те, что расширяют возможности или добавляют новые возможности к основному сервису любого телефонного аппарата – установление и поддержание телефонного соединения. Мы предлагаем их называть — телефонные XML сервисы. В традиционной телефонии телефонные сервисы определяются функциональной насыщенностью телефонной станции. Простые примеры – удержание вызова, переадресация, парковка вызова и т.д. Добавление новых сервисов можно осуществить только на системном уровне – производитель телефонной станции добавляет новые возможности в свое оборудование или за счет интеграции с автономными системами на базе плат компьютерной телефонии (например, Intel-Dialogic). В IP телефонии основной набор телефонных сервисов так же находится внутри IP телефонной станции, но расширение осуществляется более просто, например, с помощью телефонных XML сервисов. Кстати к основным телефонным XML сервисам в IP телефонии можно отнести и те, что расширяют и добавляют возможности видео IP телефонии и видео-конференций. Примерами таких телефонных XML сервисов являются «групповое звуковое оповещение», автодозвон по нескольким номерам абонента, перемещаемый номер абонента и так далее.
Вторая категория XML сервисов – информационно-справочные. Они абсолютно автономны, никак не связаны с телефонией и в основном используются для предоставления справочной информации на экране IP телефона. Например, курс валюты, погода в городах, расписание рейсов самолетов, поездов или остатки на складу, текущее состояние счета. Обычно всю информацию такие сервисы получают с корпоративного или внешнего web-сервера или другого аналогичного ресурса. Из-за простоты реализации и обилия полезной справочной информации в сети, XML сервисы, реализующие такой вид функциональности, получили максимальное распространение и известность, так что в настоящее время практически каждый специалист, рассказывающий о технологии IP телефонии и XML сервисах, обязательно упоминает об этом их виде.
Третий класс XML сервисов – интерактивные приложения. Сервисы этого типа используются как полезные корпоративные приложения, аналогичные тем, что доступны на компьютере, но с интерфейсом пользователя на дисплее IP телефона и системой ввода в виде нажатий на touch-экран или кнопки IP телефона. Такого рода сервисы системными интеграторами или разработчиками программного обеспечения и чаще всего создаются под заказ.
Например, для работы с корпоративной ERP системой чаще всего используется компьютер. Но в технологическом цикле любого предприятия всегда есть такие рабочие места, где доступ к фиксированному набору интерфейсов или отчетных форм ERP системы нужен, но вот использование для этих целей целого компьютера избыточно. В этом случае оптимально разработать XML сервис и на таких рабочих местах организовать доступ к ERP системе через экран IP телефона.
Другим местом внедрения такого XML сервиса является IP телефон на рабочем столе топ-менеджера и линейного руководителя компании. Ведь согласитесь, что удобно получать информацию о цифровых показателях деятельности подразделения (компании) простым нажатием двух кнопок на экране своего IP телефона.
В качестве примера внедрения такого вида сервиса можно привести персональный календарь с расписанием встреч и задач, систему учета посещения занятий студентами университета, сервисная система для гостей и обслуживающего персонала отеля или гостиницы. Или открытие через IP телефон типовых заявок для служб административной и технической поддержки компании: неисправности принтера, заказ канцелярки, кофе с чаем в переговорную комнату, резервирование переговорной комнаты или служебного автомобиля. А также отправка и получение коротких сообщений на экране телефона аналогично SMS или Интернет пейджеру, одновременно со звонком отображение на экране IP телефона дополнительной информации о клиенте, полученной из CRM системы компании.
Когда использовать XML сервис
Интрига принятия решения об использовании XML сервисов IP телефонии состоит в вопросе выбора: телефон или компьютер? Давайте оглянемся вокруг и спросим себя «какую типовую информацию мне необходимо получать каждый день?», «какие типовые операции я делаю ежедневно?», «все ли устраивает меня в способе получения информации или выполнения операций в повседневной деятельности?». Размышляя таким образом, практически каждый из нас сможет решить, что является типовым и повторяемым и я хотел бы иметь к этому максимально быстрый доступ, что именно оптимизирует мое рабочее время? А, следовательно, и рабочее время всех сотрудников моего отдела или компании в целом.
Однако если вы всерьез решили применить XML сервисы как инструмент оптимизации типовых задач вашей компании, то надо подготовиться и к преодолению сопротивления персонала компании, всегда возникающее при внедрении новых электронных средств автоматизации. Именно поэтому проектирование и внедрение XML сервисов IP телефонии наиболее эффективно тогда, когда оно идет рука об руку с внедрением какой либо информационной системы предприятия. В этом случае можно будет достичь максимального эффекта автоматизации при минимизации затрат на внедрение и преодоление сопротивления.
Давайте рассмотрим еще различные варианты XML сервисов, которые как идеи появились у моих коллег и меня в течение 20 минут:
— Напоминание о днях рождения сотрудников,
— Контроль состояния счета на мобильном телефоне (или вообще любого счета),
— Предоставление части телефонного справочника своей компании как XML сервиса, доступного через Internet для партнеров, со своей системой IP телефонии,
— Для часто допоздна задерживающихся на работе — заказ пиццы через Интернет сервис.
Один из авторов статьи постоянно пользуется XML сервисом своей компании — корпоративным телефонным справочником. Все очень просто — набираем первую букву фамилии (вторую, третью и т.д.) и на экран выводится список сотрудников с фамилиями на ту же букву, а затем просто нажимаем кнопку «позвонить». Тем самым он и его коллеги избавили себя от поиска телефона в бумажных справочниках и файлах на компьютере. Кстати еще одним неоспоримым преимуществом внедрения этого XML сервиса, является простота обслуживания. Теперь существует одна точка хранения информации об абоненте – общекорпоративнй каталог.
Среди российских компаний интеграторов уже сегодня существуют те, которые для своих заказчиков активно и с успехом разрабатывают XML-сервисы типа интерактивные приложения. Это наглядно демонстрирует, что рынок XML сервисов для IP телефонии в России существует. Заказной XML сервис отличается от типового или бесплатного тем, что максимально учитывает потребности клиента и в итоге тесно интегрирован с бизнес-процессами заказчика.
Заключение
И так какой же будет ответ на вопрос, поставленный в названии статьи? – «Конечно же, нет». При сегодняшнем уровне развития телекоммуникационных средств связи, никакой телефон не заменит компьютер. По крайней мере, до тех пор, пока у него не появится мышка, удобная клавиатура и большой цветной экран. Но, учитывая то, что в последнее время типичные компьютерные программы все чаще и чаще переносятся на экраны IP телефонов, то можно предположить, что когда-то, в будущем, граница между компьютером и телефоном станет условно-виртуальной и тогда наш вопрос просто потеряет всякий смысл. Поживем – увидим.
Павел Теплов
Менеджер по развитию бизнеса Cisco Systems
Дмитрий Сабаев
Руководитель отдела мультисервисных сетей INLINE Technologies
*