Они путают буквы, переворачивают слоги и запинаются при чтении: только в начальной школе дети с легастенией бросаются в глаза. С третьего класса родители должны обратиться к помощи специалистов, не ставя к ребенку слишком высокие требования.

 

С приходом в школу для детей-легастеников начинается время страданий. Они регулярно терпят неудачи при чтении и письме. Следствием этого становятся разочарование и низкая самооценка. «Легастеники становятся заметными как правило только в школе», — говорит Аннетте Хёингхаус, член правления Федерального объединения легастении ФРГ в Ганновере. Поэтому трудности в учебе становятся сюрпризом как для родителей, так и для ребенка.

По сведениям эксперта диагноз «легастения» уверенно можно поставить только к концу второго класса. Но определенные признаки проявляются уже в дошкольный период: «Например, такие дети часто не могут различать звуки. Для них является проблемой узнать рифмы или слова с одинаковыми начальными буквами,» — объясняет Хёингхаус. На легастению могут указывать (хотя и не всегда) и такие признаки: ребенок часто отвлекается, беспокоен, он левша.

В школе трудности в обучении становятся более заметными. «Дети-легастеники делают огромное количество ошибок в правописании, читают очень медленно и с ошибками, путают похожие слова и буквы, пропускают звуки, проглатывают конечные слоги, — говорит эксперт. – Для этих школьников легастения становится и серьезной психологической проблемой, так как несмотря на огромные усилия они все равно отстают от своих одноклассников в чтении и письме».

Поэтому очень важно выявить наличие легастении как можно раньше и признать ее причиной неудач в учебе. «Ибо несмотря на свою слабость легастеники имеют те же способности, что и другие дети», — подчеркивает Хёингхаус.

Но прежде чем начать лечение, нужно выяснить, не являются ли причиной «необычности» проблемы со зрением или слухом. Это могут определить ЛОР-врачи с помощью специальных тестов. Диагноз «легастения» ставят детские и подростковые психиатры и психотерапевты или дипломированные психологи.

С помощью специальных тренингов дети учатся компенсировать свою слабость, насколько это возможно. Сначала с помощью детальной диагностики исследуются специфические проблемы ребенка. Для детей, у которых уже развился страх перед классными работами или школой в целом, сеанс терапии начинается с разрядки или беседы о наиболее угнетающих ситуациях.

С помощью терапии дети учатся, например, делить слова на слоги используя «ритмико-мелодическое письмо», устанавливать соответствия между звуками и буквами, а также применять на практике правила орфографии.

Тренинговые программы начинаются обычно с третьего класса и продолжаются два года. Присутствие родителей на еженедельных сеансах нежелательно. «Дети достигают больших успехов, если в помещении нет тех, кто чего-то от них ожидает», — подчеркивает один из психологов.

Родители легастеников зависят от помощи извне. В некоторых немецких школах работают специалисты в этой области. Если же такого специалиста в школе нет, то можно обратиться за помощью к обществам легастении в различных федеральных землях.

Каждая федеральная земля проводит свою политику помощи легастеникам. Реализация этой политики в школах также различна.

Перевод Екатерины Кулагиной, «Самара Сегодня».

SPIEGEL ONLINE — 21. Mдrz 2004, 12:58

*