КиноZал: «Парфюмер. История одного убийцы»
(Испания—Германия—Франция, 2006). Режиссер Том Тыквер
В ролях: Бен Уишоу, Алан Рикман, Рэйчел Херд-Вуд и Дастин Хоффман
Сюжет: Тем, кто прочел знаменитый роман “Парфюмер” Патрика Зюскинда совсем недавно, кажется, что в фильме есть много расхождений с сюжетной линией. Если не придираться, то немецкому режиссеру Тому Тыкверу удалось сделать то, что казалось невозможным самому Стенли Кубрику — экранизировать произведение, большую часть которого занимает описание запахов. Уже с самого момента рождения в 1738 году на рыбном рынке Жана-Батиста Гренуя окружают запахи, тончайшие нюансы которых он умеет различать и запоминать. Его мать–торговку обвинили в детоубийстве и повесили. Она не надеялась, что младенец выживет. А он выжил, но все люди, хоть как-то повлиявшие на его судьбу, так и будут погибать на протяжении всего фильма. У владельца идеального нюха Гренуя был дар создавать самые лучшие духи, но ему хотелось большего. Он мечтал создать идеальный аромат любви, перед которым преклонилось бы все человечество. Одержимый идеей научиться сохранять запах человека, он одну за другой убивает юных девушек, запах которых кружит ему голову. Им не движет инстинкт убийцы, но первую он убил случайно, а вторую (проститутку) — потому что та не позволила собрать с себя запах, будучи живой. Но сложнее всего оказывается собрать запах с красавицы Лауры, отец которой, чувствуя неладное, пытается спрятать свою дочь и объявляет охоту на таинственного убийцу…
Минусы: Предфинальная сцена казни Гренуя на площади очень затянута. Видимо, всеобщее ликование людей на площади снималось такими длинными планами для того, чтобы при монтаже последующих версий для телевидения можно было что-то вырезать. А цензорам есть что покромсать в финале: под властью созданного Гренуем аромата все та же толпа спустя некоторое время начинает безудержно и без разбору совокупляться.
Плюсы: Очень красивый костюмный фильм. Кажется, что режиссеру удалось передать блеск и вонь Франции XVIII века. Жан-Батист Гренуй у Тыквера выглядит куда приятнее, чем он описан в книге. Из-за этого фильм смотрится без рвотных позывов. Хотя, на всякий случай, тащить с собой в зал попкорн не рекомендуется.
«ЖИВОЙ»
(Россия, 2006)
Режиссер Александр Велединский
В ролях: Андрей и Алексей Чадовы, Максим Лагашкин, Александр Робак, Ольга Арнтгольц, Екатерина Волкова
Сюжет: Кир ушел на чеченскую войну, потому что у него обычная мама, которая не может его “отмазать” от армии. Только вот вернулся ли он оттуда? Несмотря на то что у него протез (Кир потерял в Чечне ногу), он чувствует фантомные боли, но не чувствует боли, убивая военкома, купившего машину на “откаты”… Пацана неприкаянного сыграл Андрей Чадов, а священника, который хотел спасти его душу, — младший брат, Алексей Чадов. Кир голосует на дороге… Свист тормозов и знакомый до боли крик:
“П-А-Ц-А-Н-Ы”! А потом появляются и сами “пацаны” (Владимир Епифанцев, Максим Лагашкин) — те, что погибли на войне, спасая Кира. Далее его жизнь идет рядом с ними. С призраками, видеть которых могут только дети да пьяные. В какой-то момент совершенно перестаешь различать живых и мертвых. И понятно, что в этой жизни без войны совершенно другая шкала измерений.
Минусы: Есть поговорка, что фильмы делятся на хорошие, плохие и о войне. Устал уже немного зритель от киношного ура-патриотизма Великой Отечественной, афганской и чеченской. В последнее время появилось нереальное количество фильмов, пытающихся соотнести ценности обыденной жизни с военными реалиями.
Плюсы: Александр Велединский говорит, что снимал этот фильм, постоянно помня о Жене Родионове, убитом чеченскими боевиками за то, что не снял крест. Пацан, вчерашний школьник, откуда в нем эта сила? Ответ на этот вопрос и искал режиссер. Получилось пронзительно и с надрывом.
МК-Бульвар
от 25.09.2006
*