Толерантность по-российски. Полпред президента в Приволжском федеральном округе Александр Коновалов считает, что Россия — это мост между Западом и Востоком
Почему именно Приволжский федеральный округ в начале осени привлек внимание многих специалистов, занимающихся темой межнационального и межрелигиозного взаимодействия? Об этом корреспонденту «Российской газеты» рассказал полномочный представитель президента РФ в ПФО Александр Коновалов.
Российская газета | В последнее время в России произошел ряд межнациональных конфликтов. Чувствуете ли вы отголоски этих конфликтов на уровне Приволжского федерального округа?
Александр Коновалов | Я бы не стал выделять Приволжский федеральный округ из всей российской традиции межнационального общежития. Если здесь и есть особенности, то, наверное, они заключаются в наличии полутора сотен национальностей трех этнических групп: славянских, тюркских и финно-угорских народов — на относительно небольшой территории, и в многовековых традициях их мирного и взаимообогащающего сосуществования. Такой сплав культур, религий, цивилизаций в контексте толерантного сосуществования -залог спокойствия и мира на нашей территории.
Хотелось бы заострить внимание на термине «толерантность». Для западного мироощущения толерантность равнозначна термину «политкорректность», то есть это некий минимум тактичного отношения к носителям иной культуры. При таком подходе мирное сосуществование реализуется через призму собственного опыта, собственного историко-культурного мировоззрения. Жизнь показывает, что такое понимание не всегда способно защитить от эксцессов. Более того, оно выливается в недоверие между цивилизациями. И тогда западный мир начинает воспринимать мир исламский как потенциальную масштабную угрозу, как нечто абсолютно чуждое идеалам добра и справедливости, с чем нужно всемирно бороться самыми разными, в том числе и силовыми, методами. Исламский мир, в свою очередь, воспринимает Запад как разрушителя традиционных для мусульман ценностей, пропагандиста сомнительных достижений массовой культуры. Все это не укрепляет доверия между цивилизациями и, к сожалению, часто переходит в силовые форматы противостояния.
В российской традиции (и это в полной мере применимо к народам, живущим в Приволжском регионе) толерантность — это не только уважительное, внимательное отношение к другой культуре, но и готовность впитывать все лучшее из нее. Именно в таком — взаимообогащающем — отношении между нациями, я думаю, и лежит залог относительно спокойных и благополучных взаимоотношений между народами даже в не очень простой социально-экономической ситуации в России.
РГ | Недавно вы принимали участие в заседании рабочей группы «Россия и исламский мир». Сам факт создания этой группы указывает на то, что проблемы есть и требуют внимания. Подобные формы общения способствуют стабилизации межнациональных отношений? И еще: возможны ли вообще межнациональные конфликты, аналогичные тем, которые, к сожалению, иногда случаются в России, на территории нашего округа?
Коновалов | 31 августа в Казани прошло второе по счету заседание рабочей группы. Я же принимал в нем участи впервые и впечатления «свежего» человека таковы: такое мероприятие и актуально, и полезно. Диалог проходил конструктивно, уважительно, со стремлением выработать взвешенные, не обремененные неким политическим радикализмом, и тем более экстремизмом, рекомендации.
Здесь, наверное, нужно подчеркнуть особую роль именно России, потому что, несмотря на тяготение к христианской, европейской традиции, значительная часть населения страны исповедует ислам. Страна таким образом занимает уникальную нишу между Востоком и Западом и является своего рода мостом между этими цивилизациями. Исламский мир возлагает большие надежды на восстановление экономической и военной мощи Российского государства, на укрепление его международного авторитета, потому что видит, что Россия внимательно относится к проблемам и чаяниям исламского мира и способна обеспечить межцивилизационный диалог.
Что касается эксцессов на межнациональной почве, то потенциально они возможны на территории любого государства и в любом из регионов этого государства, в том числе и в Приволжском федеральном округе. Чтобы минимизировать возможность их возникновения, необходима совокупность трех факторов. Это достаточный уровень жизни людей, достаточный уровень социальной справедливости и культурный уровень населения. Любые экстремистские действия совершаются маргиналами. Думаю, что до тех пор, пока баланс названных трех условий обеспечивается, пусть даже не на самом высоком уровне, мы в большей или меньшей степени защищены от экстремистских проявлений. На сегодняшний день «перегретых» межнациональных проблем в России я не вижу.
РГ | Тем не менее в регионах ПФО происходят конфликты межнационального характера — как, например, в Самаре и в Саратовской области.
Коновалов | Не согласен с тем, что инциденты в Самаре и в Вольске носили характер межнациональных конфликтов. В первом случае речь шла о попытке криминального передела торговли на городском рынке, и на месте азербайджанских торговцев могли оказаться люди любой национальности. Драка в Саратовской области была бытового характера. При этом нужно понимать, что противопоставление «свой — чужой» всегда существовало и в той или иной степени будет существовать в сознании человека. Дерутся и будут драться компания на компанию, улица на улицу, фанаты одной команды с фанатами другой. Когда я служил в армии в относительно благополучные, с точки зрения политической ситуации в стране, годы, то был свидетелем довольно крупной драки между туркменами и грузинами. Насколько мне известно, исторической межнациональной вражды между этими народами никогда не было, а за две недели карантина она вряд ли могла появиться. Таким образом, конфликты между группами людей, в том числе объединенными по национальному или земляческому признаку, будут, к сожалению, всегда и по разным мотивам — криминальным, бытовым, хулиганским и т.д.
Главное, чтобы их не было по мотивам именно межнациональной ненависти, когда агрессию вызывает сам по себе факт принадлежности человека к другой национальности, расе или религии. И категорически недопустимо как не замечать межнациональную вражду, так и высматривать ее там, где главенствуют совсем другие мотивы конфликта, демонизировать и нагнетать ситуацию, используя недостоверную или умышленно искаженную информацию.
РГ | В рамках только что закончившегося форума «Россия единая» состоялся международный форум «Диалог культур и межрелигиозное сотрудничество». В своем выступлении вы сформулировали принцип сосуществования либерализма и консерватизма, как взаимодействия старых, проверенных временем ценностей и новых современных подходов для их закрепления. Интересная формула. Получит ли она идеологическое развитие в дальнейшем на территории округа, и раз уж мы об этой конференции говорим, означает ли это, что власти обращают особое внимание именно на сотрудничество с национально- культурными организациями, с общественными организациями для того, чтобы поддерживать стабильность?
Коновалов | Форум, который прошел по инициативе Совета Европы одновременно с форумом «Россия единая», — знаковое мероприятие. В нем участвовала большая европейская делегация во главе с комиссаром Совета Европы по правам человека Томасом Хамарбергом и председателем Парламентской ассамблеи Совета Европы Рене ван дер Линденом… Результаты диалога превзошли даже самые оптимистические ожидания, потому что он не был омрачен политизированными радикальными высказываниями и, главное, выработал конструктивный подход к решению обозначенных проблем.
Итоговый документ форума называется «Поволжская декларация» и содержит признание уникальности накопленного в России опыта межнационального диалога и межрелигиозных взаимоотношений. Это очень хороший базис для развития сотрудничества между Европой, Россией и исламским миром.
РГ | На встрече с вами председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин высказал мысль о возможности, с его точки зрения, введения в общеобразовательных школах курса основ мусульманской культуры. Понятно, что это — ответ на готовящееся введение курса основ православной культуры. С вашей точки зрения, подобного рода национально-культурное и религиозное просвещение должно вестись в общеобразовательных школах или же это в большей степени удел национально-культурных и религиозно-просветительских организаций.
Коновалов | Отвечая на ваш вопрос, я бы сосредоточился на трех базовых тезисах. Первый — школа обязательно должна воспитывать. Она должна давать не только знания, но и некие модели поведения в обществе, которые позволят стать человеку толерантным, культурным, законопослушным, активным участником социального процесса. Второй тезис — современное российское общество с учетом его новейшей истории, как никогда, нуждается в адекватных и эффективных формах консолидации. Крайне нежелательно любое разобщение, в том числе по социальным и национально-религиозным мотивам. Наконец, третий тезис — традиционные религии, исповедующиеся в России, безусловно, могут и должны стать важным позитивным фактором стабилизации и сплочения российского общества.
Я убежден, что в школе следовало бы активно восстанавливать воспитательную функцию, в том числе в форме предметов под условным названием «Обществознание», в ходе которых можно было бы рассказывать о традициях, характерных для России, включая все традиционные конфессии, а также культурные и семейные традиции. Наверное, было бы правильно (Россия — все-таки православная страна) выделять больше часов изучению православной традиции, но с обязательным изучением и других религий тоже. В рамках этого предмета можно было бы говорить и о культурной традиции, о семейной традиции, и о политической традиции.
Приволжский федеральный округ сегодня имеет все возможности стать своего рода пилотным регионом формирования межкультурного диалога в масштабах России. Уже сегодня есть конкретные планы по развитию экономического сотрудничества между Россией и странами исламского мира. Есть надежда на то, что это взаимодействие будет продолжено.
Дмитрий Токман
Дата публикации 22 сентября 2006 г.
***