Российский парфюмерно-косметический рынок замер в тревожном ожидании. Виной всему пресловутая ЕГАИС – автоматизированная система, призванная контролировать оборот алкоголя в стране. Власти обещали определиться с новыми порядками в отрасли сначала летом, потом перенесли это дело на сентябрь, а теперь отложили его на более поздний и пока не уточненный срок. Между тем, по экспертным оценкам, парфюмерную продукцию ожидает до конца года весьма значительный рост цен. В частности, дешевая косметика подорожает вдвое.

На дешевую продукцию цены поднимутся в два раза.

Фото: ДМИТРИЙ ХРУПОВ

В Российской парфюмерно-косметической ассоциации (РПКА) «НИ» рассказали, что новые алкогольные порядки уже самым негативным образом сказалось на отрасли. И это несмотря на то, что оптовые дистрибьюторы здесь, в отличие от тех, кто работает со спиртными напитками, пока освобождены от ЕГАИС, действие системы распространяется только на производителей. Перспективы туманны, но, судя по всему, безрадостны. И коснутся они не только отечественной продукции. Крупные российские производители уже несколько лет наполняют своим душистым товаром аэрозольные упаковки для L’Oreal и Schwarzkopf&Henkel. Поэтому если Госдума все же решит, что ЕГАИС создана и для парфюмеров, пострадают не только те, кто выбирает российскую «Прелесть», но и французский Fructis и немецкий Taft.

По оценкам специалистов, количество российских потребителей духов, кремов, лаков, муссов и других заманчивых тюбиков и флаконов составляет 105–110 млн. человек. В последние годы рынок рос на 20%, при этом росла и доля отечественной косметики, которая отмечена на престижных международных конкурсах. Сегодня эксперты прогнозируют, что по итогам 2006 года объем рынка сократится на 60% и более. Рост розничных цен на дешевую косметику составит 90–120%, на продукты среднего сегмента – 50–70%, а на класс lux – 30–40%.

«Производители, импортеры, дистрибьюторы парфюмерии разделяют обеспокоенность российских государственных органов по поводу проблемы алкоголизма в России и использования парфюмерии как продукции «двойного назначения», – рассказал «НИ» исполнительный директор РПКА Владимир Салев. – Но наличие пульверизатора и высокая цена продукции (флакон туалетной воды объемом 50 мл стоит от 300 до 1500 руб.) делают ее абсолютно неспособной конкурировать с дешевой водкой». Также, по его словам, вызывает опасение неподготовленность органов исполнительной власти и недоработка самой ЕГАИС, о которой неоднократно говорили и чиновники, и разработчики системы. На предложения отказаться от этилового спирта в производстве специалисты отвечают: это лучший растворитель без запаха, а если перейти на другие, духи будут пахнуть, мягко говоря, совсем иначе.

Депутаты же уверяют, что поводов для беспокойства нет. «Ажиотаж вокруг парфюмеров активно раздувают и используют производители нелегальной алкогольной продукции», – убежден председатель думского комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов. По его словам перечень продуктов, которые выведут из-под учета ЕГАИС, скоро будет рассмотрен. В числе их могут оказаться парфюмерия и косметика в металлической аэрозольной упаковке, средства гигиены полости рта с содержанием спирта не более 6%, парфюмерия во флаконах емкостью не более 100 мл с механическим распылителем, «удаление которого возможно без физического разрушения продукции», и «продукция с содержанием душистых веществ не менее 4% и стойкостью не менее 40 часов». По словам г-на Драганова, возможно, во втором чтении депутаты внесут новые поправки, согласно которым под учет ЕГАИС попадут только продукты стоимостью не более 50 руб. Но это все предположения. От резких подорожаний, уверяют специалисты, рынок спасти уже наверняка не удастся.

ЭМИЛИЯ КАЗУМОВА

22.09.06

пятница

Новые Известия

***