«Без объективного контроля добиться результатов от нацпроекта «Здоровье» будет невозможно»
Общественный контроль за соблюдением прав пациентов будет теперь сопутствовать государственному. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и соцразвития («Росздравнадзор») основала при себе общественный совет с целью «досудебного решения жалоб», поступающих на медиков. Председателем нового совета стал президент общественной организации Лига защитников прав пациентов Александр САВЕРСКИЙ, безрезультатно предлагавший сотрудничество официальной медицине уже много лет.
— Александр, как удалось наладить отношения с Минздравсоцразвития, ранее игнорировавшим общественные движения пациентов, и на каких условиях?
— Условий никаких нет, как это ни странно, кроме объективного общения и конструктивного диалога. Как нам это удалось, сказать не могу. Правда, в феврале мы направляли в администрацию президента письмо с предложением о создании уполномоченного по правам пациента в РФ,потому что «Росздравнадзор» либо не успевает, либо не может по каким-то другим причинам заниматься этой проблемой. А в связи с тем, что национальный проект «Здоровье» предполагает значительное вливание финансов в здравоохранение, за которое врачам вообще-то надо бы и отвечать, мы написали, что без объективного контроля в этой сфере добиться результатов практически невозможно. Не знаю, это послужило толчком или что-то другое, но общественный совет был создан.
— В общественный совет вошли 20 медиков, юристов, представителей страховых компаний. Есть ли понимание между вами?
— Список, естественно, со мной был согласован, и большая часть этих людей мною же предложена. Правда, не все попали, структура не безразмерная, но у совета есть право привлекать экспертов, создавать рабочие группы. То есть потенциально это орган, который должен объединить максимальное количество людей, заинтересованных в развитии этого движения. Моя задача на первом этапе: собрать предложения, которые есть у членов совета, грамотно их обсудить, представить «Росздравнадзору» как актуальные проблемы, требующие решения.
— Вы лично понимаете под защитой интересов пациентов борьбу за права конкретных больных, столкнувшихся с неправильным лечением, или же амбиции совета шире? Есть ли у вас предложения по модернизации всей российской системы здравоохранения?
— Будет и то, и другое. В «Росздравнадзоре» нам действительно собираются предложить дать оценку наиболее значимых дел, а поскольку в наш совет входят профессионалы, эксперты, юристы, то, конечно, у нас будет квалифицированное мнение по этому поводу. Но главное — участие в реформировании. Могу навскидку назвать ряд инициатив, которые мы в ближайшее время предложим «Росздравнадзору». Например, есть проблема, которая создана приказом Минздрава, устанавливающим порядок выдачи родовых сертификатов. Она заключается в том, что родовые сертификаты могут выписывать только женские консультации, а роддома не имеют права. А предположить, что все женщины в стране по приказу пойдут в женскую консультацию, я не могу. В результате такие женщины оказываются в ситуации дискриминации: роддома не заинтересованы оказывать им качественную помощь. У нас уже есть жалобы на хамское отношение врачей роддомов к женщинам, миновавшим консультацию. К тому же эта норма противоречит постановлению правительства, которым вводились эти сертификаты, где сказано, что роддом имеет право на 5 тыс. руб. за проведение родов. Таким образом, и право роддома нарушено.
А вторая проблема — с детьми. Согласно Конвенции о правах ребенка у детей есть право на наилучшее средство лечения. В реальности складывается ситуация, когда детей нечем лечить. Препараты не проходят клинических исследований, и поэтому их безопасность не установлена, и этот вопрос никак не отрегулирован. И в инструкциях часто встречаются противопоказания — кроме детей до 15, 16 лет, не давать детям до одного года. На самом деле эти ограничения вводятся не потому, что клинические исследования выявили какие-то противопоказания, а потому, что для этих возрастных групп они просто не проводились. Педиатры на свой страх и риск принимают решения.
Кроме того, у нас очень много проблем в информационном поле. «Кушайте таблетки без ограничений и будете совершенно здоровы». Также процветает консультирование граждан в Интернете — это фактически медицинская деятельность без лицензии, а практически — безответственная болтовня.
— По опыту вашей организации возросло ли сейчас количество жалоб россиян на медицинское обслуживание?
— Скорее надо говорить об изменении структуры обращений. Например, почти нет жалоб по стоматологии. Это, видимо, связано с тем, что Ассоциация стоматологов России создала свои процедуры досудебного урегулирования споров, потому что раньше у нас было регулярно как минимум два обращения в день по поводу стоматологии, они составляли основную долю жалоб. Сейчас два обращения в месяц. Три-четыре обращения в день, которые мы сейчас имеем, связаны и с акушерством, и с хирургией, и с нейрохирургией, и с неоказанием помощи. Иногда мы работаем просто в режиме «горячей линии». Например, неделю назад звонила женщина, которой из больницы позвонил племянник и сказал, что он умирает, а ему не оказывают помощь, и ночью мы телефонными звонками организовали его перевод в другую больницу.
— Удавалось ли вам как общественной организации добиться материального наказания медиков и выплаты компенсаций пациентам?
— Могу сказать о двух принципиальных судебных делах, которые завершились в прошлом месяце. Оба дела связаны с акушерством. В одном случае была необходимость делать плановое кесарево сечение, произошел разрыв матки при родах, несвоевременно диагностированный, и как следствие — смерть ребенка. А во втором случае на протяжении всей беременности у женщины развивалась инфекция, но ей не давали антибиотиков, даже когда поставили диагноз «септический шок». На следующий день после родов мать и ребенок умерли. Суд оценил моральный вред, подлежащий возмещению, в 30 и 70 тыс. долл. Это беспрецедентно, таких существенных сумм компенсаций и близко не было раньше.
Беседовала Ирина БЕЛАШЕВА
Время новостей
N°173
22 сентября 2006
***