Общественный контроль за соблюдением прав пациентов будет теперь сопутствовать государственному. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и соцразвития («Росздравнадзор») основала при себе общественный совет с целью «досудебного решения жалоб», поступающих на медиков. Председателем нового совета стал президент общественной организации Лига защитников прав пациентов Александр САВЕРСКИЙ, безрезультатно предлагавший сотрудничество официальной медицине уже много лет.

Александр, как удалось наладить отношения с Минздравсоцразвития, ранее игнорировавшим общественные движения пациентов, и на каких условиях?

— Условий никаких нет, как это ни странно, кроме объективного общения и конструктивного диалога. Как нам это удалось, сказать не могу. Правда, в феврале мы направляли в администрацию президента письмо с предложением о создании уполномоченного по правам пациента в РФ,потому что «Росздравнадзор» либо не успевает, либо не может по каким-то другим причинам заниматься этой проблемой. А в связи с тем, что национальный проект «Здоровье» предполагает значительное вливание финансов в здравоохранение, за которое врачам вообще-то надо бы и отвечать, мы написали, что без объективного контроля в этой сфере добиться результатов практически невозможно. Не знаю, это послужило толчком или что-то другое, но общественный совет был создан.

В общественный совет вошли 20 медиков, юристов, представителей страховых компаний. Есть ли понимание между вами?

— Список, естественно, со мной был согласован, и большая часть этих людей мною же предложена. Правда, не все попали, структура не безразмерная, но у совета есть право привлекать экспертов, создавать рабочие группы. То есть потенциально это орган, который должен объединить максимальное количество людей, заинтересованных в развитии этого движения. Моя задача на первом этапе: собрать предложения, которые есть у членов совета, грамотно их обсудить, представить «Росздравнадзору» как актуальные проблемы, требующие решения.

Вы лично понимаете под защитой интересов пациентов борьбу за права конкретных больных, столкнувшихся с неправильным лечением, или же амбиции совета шире? Есть ли у вас предложения по модернизации всей российской системы здравоохранения?

— Будет и то, и другое. В «Росздравнадзоре» нам действительно собираются предложить дать оценку наиболее значимых дел, а поскольку в наш совет входят профессионалы, эксперты, юристы, то, конечно, у нас будет квалифицированное мнение по этому поводу. Но главное — участие в реформировании. Могу навскидку назвать ряд инициатив, которые мы в ближайшее время предложим «Росздравнадзору». Например, есть проблема, которая создана приказом Минздрава, устанавливающим порядок выдачи родовых сертификатов. Она заключается в том, что родовые сертификаты могут выписывать только женские консультации, а роддома не имеют права. А предположить, что все женщины в стране по приказу пойдут в женскую консультацию, я не могу. В результате такие женщины оказываются в ситуации дискриминации: роддома не заинтересованы оказывать им качественную помощь. У нас уже есть жалобы на хамское отношение врачей роддомов к женщинам, миновавшим консультацию. К тому же эта норма противоречит постановлению правительства, которым вводились эти сертификаты, где сказано, что роддом имеет право на 5 тыс. руб. за проведение родов. Таким образом, и право роддома нарушено.

А вторая проблема — с детьми. Согласно Конвенции о правах ребенка у детей есть право на наилучшее средство лечения. В реальности складывается ситуация, когда детей нечем лечить. Препараты не проходят клинических исследований, и поэтому их безопасность не установлена, и этот вопрос никак не отрегулирован. И в инструкциях часто встречаются противопоказания — кроме детей до 15, 16 лет, не давать детям до одного года. На самом деле эти ограничения вводятся не потому, что клинические исследования выявили какие-то противопоказания, а потому, что для этих возрастных групп они просто не проводились. Педиатры на свой страх и риск принимают решения.

Кроме того, у нас очень много проблем в информационном поле. «Кушайте таблетки без ограничений и будете совершенно здоровы». Также процветает консультирование граждан в Интернете — это фактически медицинская деятельность без лицензии, а практически — безответственная болтовня.

По опыту вашей организации возросло ли сейчас количество жалоб россиян на медицинское обслуживание?

— Скорее надо говорить об изменении структуры обращений. Например, почти нет жалоб по стоматологии. Это, видимо, связано с тем, что Ассоциация стоматологов России создала свои процедуры досудебного урегулирования споров, потому что раньше у нас было регулярно как минимум два обращения в день по поводу стоматологии, они составляли основную долю жалоб. Сейчас два обращения в месяц. Три-четыре обращения в день, которые мы сейчас имеем, связаны и с акушерством, и с хирургией, и с нейрохирургией, и с неоказанием помощи. Иногда мы работаем просто в режиме «горячей линии». Например, неделю назад звонила женщина, которой из больницы позвонил племянник и сказал, что он умирает, а ему не оказывают помощь, и ночью мы телефонными звонками организовали его перевод в другую больницу.

Удавалось ли вам как общественной организации добиться материального наказания медиков и выплаты компенсаций пациентам?

— Могу сказать о двух принципиальных судебных делах, которые завершились в прошлом месяце. Оба дела связаны с акушерством. В одном случае была необходимость делать плановое кесарево сечение, произошел разрыв матки при родах, несвоевременно диагностированный, и как следствие — смерть ребенка. А во втором случае на протяжении всей беременности у женщины развивалась инфекция, но ей не давали антибиотиков, даже когда поставили диагноз «септический шок». На следующий день после родов мать и ребенок умерли. Суд оценил моральный вред, подлежащий возмещению, в 30 и 70 тыс. долл. Это беспрецедентно, таких существенных сумм компенсаций и близко не было раньше.

Беседовала Ирина БЕЛАШЕВА

Время новостей

N°173

22 сентября 2006

Время новостей

***