Чиновника ставят на счетчик. Процедура регистрации недвижимости расписана по минутам
«Российская газета» публикует важный для миллионов сограждан документ, который должен поставить крест на очередях и беспорядках в хлопотной, изнурительной процедуре при регистрации недвижимого имущества. Приказ минюста утвердил новый административный регламент исполнения этой государственной услуги, которую чиновники оказывают гражданам.
Этот свод обязательных для клерков правил регламентирует их работу с гражданами буквально по минутам. Например, строго предписывает так организовать дело, чтобы человек потратил в очереди в заветный кабинет не больше четверти часа. А на некоторые процедурные действия при оформлении документов лимит времени сокращен предельно — до двух или пяти минут.
Задача регламента — предельно упростить для населения всю процедуру, сделать эту государственную услугу действительно доступной. Исключить саму возможность бюрократических проволочек, часто сопряженных с коррупцией. Кстати, эта услуга — из числа самых востребованных. Миллионы людей сегодня заняты необходимым оформлением документов на квартиры, дачи, гаражи, земельные участки.
В документе подробно расписано, как будет проходить регистрация. В настоящее время зарегистрировать свои права на квартиры, дачи, землю не могут миллионы граждан — это долгий, дорогостоящий и мучительный процесс.
Если повезет, то оформить документы можно за полтора-два месяца, а если не повезет, то на это может уйти не один год. Что же касается цены, разброс огромный — от 500 рублей до суммы, эквивалентной трем тысячам долларов, а иногда и больше. Все зависит от того, в каком состоянии у вас находятся документы, готовы ли вы ждать и нужны ли деньги на взятки чиновникам. С внедрением нового регламента такой бессистемности уже не будет.
Сколько стоят госуслуги?
За регистрацию прав собственности будет взиматься государственная пошлина, четко определенная для каждого конкретного случая. Например, за регистрацию прав на недвижимое имущество физическим лицам придется заплатить 500 рублей, организациям — 7500, органам власти — 100 рублей. За регистрацию доли в квартире — 50 рублей, а за право на дачный земельный участок — 100 рублей (но это положение вступает в силу с 1 января 2007 года). Если вы захотите внести изменения в записи Единого государственного реестра прав (ЕГПР), то физическим лицам это обойдется в 100 рублей, организациям — в 300 рублей, а органам власти — в 50 рублей. За государственную регистрацию договора об ипотеке физическим лицам — 500 рублей, организациям — 2000 рублей. Если же свидетельство о собственности у вас потеряно или пришло в негодность, вам выдадут дубликат, за который потребуется заплатить физическим лицам — 100 рублей, организациям — 300 рублей, органам власти — 50 рублей.
Так же придется платить за информацию об объектах недвижимости, копии договоров и любых других документов. В частности, размер платы за предоставление информации о недвижимости граждан для физических лиц будет стоить 100 рублей, а для юридических лиц — 300 рублей.
Кто получит льготы?
От уплаты государственной пошлины будут освобождены малоимущие граждане.
Все справки — по первому требованию
Необходимая людям информация по процедуре должна предоставляться непосредственно в территориальных органах Росрегистрации. Сведения будут размещаться на Интернет-сайтах территориальных органов Росрегистрации, информационных стендах. Чиновники должны будут давать всю справочную информацию и по телефону, и по электронной почте.
Если же на сайте или стендах вы не нашли нужную вам информацию, то, по новому регламенту, вам обязаны дать консультацию, где подробно будет рассказано, какие документы необходимы для регистрации права, каков размер государственной пошлины или платы за выдачу информации об объектах недвижимости и сделок с ним. И самое главное — порядок обжалования действий или решений, принимаемых в ходе регистрации.
В публикуемом сегодня документе дан полный список адресов территориальных органов Росрегистрации. В этом списке вы можете найти интересующее вас управление, его адрес, телефон, сайт и электронную почту.
В какие часы идти на прием?
После введения нового регламента работать территориальные органы Росрегистрации будут больше и дольше. Сегодня во многих регионах на регистрацию прав отводится два дня. И, как правило, почему-то успеть все сделать надо в лучшем случае до 17.00. По выходным никто не работает, поэтому чтобы попасть на прием, приходится отпрашиваться с работы. Теперь же зарегистрировать свои права можно будет в любой день, кроме среды и воскресенья. Рабочим днем становится суббота. Рекомендуемый график — понедельник, пятница, суббота с 9.00 до 17.00, вторник, четверг с 11.00 до 19.00.
Сколько стоять в очереди?
Максимальное время ожидания в очереди при подаче документов на регистрацию прав не должно превышать 45 минут. Если же вы пришли по предварительной записи, то ждать вы должны не более 15 минут. При подаче дополнительных документов и получении документов срок ожидания не должен превышать 15 минут. А попасть на прием к должностному лицу вы можете не более чем за 30 минут.
Хотелось бы отметить, что для того, чтобы мы часами не простаивали в очереди, новым регламентом для чиновников вводится посекундное выполнение операций по регистрации прав. Так, некоторые операции специалисты Росрегистрации должны выполнять за 30 секунд, а специалист, ответственный за прием документов, должен все проверить за 5 минут.
Каковы условия приема граждан?
Здание территориальных органов Росрегистрации должно быть расположено в пешеходной доступности от остановки общественного транспорта. Путь к нему должен быть обозначен указателями. Обязательно наличие бесплатной автопарковки. Рекомендуется располагать кабинеты на первом этаже, в случае же если они находятся на 2 этаже и выше, обязательно должно быть как минимум два лифта. На дверях кабинетов обязательны информационные таблички с указанием номера, Ф.И.О. и должности специалиста.
Залы для ожидания посетителей необходимо оборудовать кондиционерами, в них должны стоять стулья, кресла и столы, чтобы удобно было заполнять бланки. Кроме того, здесь будет работать электронный терминал, который обеспечит любому посетителю доступ к информационно-справочным материалам. На видном месте должны быть установлены информационные стенды с образцами заполнения документов. Кроме того, органам Росрегистрации рекомендуется в своих помещениях оборудовать банковские кассы для приема платежей.
Какие документы готовить?
Пакет документов, предоставляемых в органы Росрегистрации, разный, в зависимости от того, какое именно право вы хотите зарегистрировать. Общим во всех случаях является предоставление заявления о государственной регистрации права, документ, удостоверяющий личность, и квитанция об уплате госпошлины. Далее идут документы, в зависимости от вашего случая. В новом регламенте подробно расписано, какие документы нужны. Например, если вы регистрируете дачный дом, то помимо уже названного вам понадобятся декларация и документ на землю, на которой он расположен. При оформлении земельного участка потребуется кадастровый план. При оформлении недвижимости для юридических лиц дополнительно представляются учредительные документы и те, которые подтверждают государственную регистрацию юридического лица.
Тексты документов, представляемых на государственную регистрацию прав, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц — без сокращения, с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью. Не подлежат приему на государственную регистрацию прав документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и исправления, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.
Когда получим документы?
Общий срок государственной регистрации прав не должен превышать одного месяца со дня подачи заявления и документов. Сократился срок регистрации на жилье и ипотеку, теперь он не должен превышать пятнадцати календарных дней со дня подачи заявления и документов. На исправление технических ошибок, допущенных при регистрации прав, дается три дня с момента обнаружения ошибки. Внесение же записи о новом законном владельце закладной осуществляется в течение одного дня с момента обращения.
Могут ли вам отказать?
Да, могут, но обязаны объяснить причины, по которым вам отказали в регистрации или получении информации. Сообщение об отказе должно быть подписано и отправлено заявителю не позднее чем через 5 дней после окончания установленного срока государственной регистрации. Кроме того, вам должны позвонить и уведомить об отказе. Если вы оставляли адрес своей электронной почты, то вам должны переслать электронную версию сообщения об отказе в регистрации.
Хотим отметить, что в любое время с момента приема документов вы имеете право на получение сведений о прохождении государственной регистрации. Для этого вам необходимо назвать дату и входящий номер, проставленный при подаче документов.
Куда жаловаться?
Заявители имеют право на обжалование действий чиновников в досудебном и судебном порядке. Однако стоит запомнить, что зарегистрированное право может быть оспорено только в суде, так же, как и отказ в регистрации или уклонение от регистрации. Контроль за деятельностью своих территориальных органов осуществляет Росрегистрация, а за самой Росрегистрацией «присматривает» Министерство юстиции РФ.
При обращении с жалобой в письменной форме срок рассмотрения не должен превышать 30 дней с момента регистрации такого обращения.
Текст регламента опубликован здесь.
Юлия Проскурякова
Дата публикации 22 сентября 2006 г.
***