Спустя четыре года после того, как шведский концерн IKEA впервые высказал намерение построить в Самаре свой торговый центр, наконец определилось место будущего строительства. Оно начнется в середине октябре в поселке Красный пахарь Красноглинского района. Гипермаркет площадью 130 тыс. кв. м будет построен за полтора года, инвестиции в проект составят $150 млн. По прогнозам игроков самарского мебельного рынка, приход в регион такого производителя, как IKEA, нанесет серьезный урон местным производителям и продавцам мебели в сегменте «эконом-класс».

Загородный торговый центр может составить серьезную конкуренцию самарским мебельным магазинам

Фото: ДАРЬИ ФЕДОРОВОЙ

Вчера в представительстве шведского концерна в Москве „Ъ“ сообщили о том, что очередной гипермаркет IKEA будет строиться в поселке Красный пахарь прилегающего к Самаре Красноглинского района. «Сейчас в рабочем порядке идет согласование разрешительных документов для начала строительства», — заявили вчера в российском представительстве шведского концерна. Размер инвестиций в самарский проект в компании не разглашают, однако, по информации „Ъ“, они составят около $150 млн. Комплекс будет построен по типовому проекту: аналогичные центры в октябре откроются в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. Как рассказала специалист по связям с общественностью российского представительства IKEA Наталья Алтынова, «26 тыс. кв. м займет мебельный магазин IKEA. В «Меге» расположится продуктовый гипермаркет, магазин с концепцией «сделай сам», крупный магазин бытовой техники и еще 150 магазинов и бутиков». Типовой проект этого комплекса предполагает наличие кафе, ресторанов, фуд-кортов, а также круглогодичного катка, который игроки регионального рынка уже называют «изюминкой» проекта. Однако, кто именно станет якорным арендатором «Меги» в Самаре, госпожа Алтынова отказалась уточнить.


Ъ Впервые о своем намерении прийти в Самарскую область IKEA заявила в 2002 году. Тогда же были начаты поиски земельного участка для размещения торгового комплекса. В 2003 году администрация Самары предлагала несколько участков, которые не подошли компании из-за проблем с коммуникациями. Администрация Волжского района области в том же году предложила участок за Южным мостом, который подошел IKEA по параметрам, однако договор о приобретении участка так и не был подписан из-за возникшего спора о том, кому же — городу или Волжскому району — принадлежит земля. В 2005 году в качестве одного из возможных мест для строительства называлась территория ФГУП «Племзавод «Кряж», однако компания так и не получила акт отвода земли в этом месте и разрешение на строительство.


По прогнозам игроков регионального рынка, скорее всего, в самарской «IKEA+Мега» будут представлены такие традиционные для этой сети якорные арендаторы, как французская сеть гипермаркетов «Ашан», немецкая сеть магазинов товаров для дома OBI , российские ритейлер бытовой техники «М.Видео» и ритейлер косметики и парфюмерии «Арбат Престиж» (пока в Самаре работает только сеть «М.Видео». — „Ъ“). По мнению главного аналитика департамента стратегического планирования и исследований рынка УК «Молл Менеджмент» («Парк Хаус») Дмитрия Баранова, «одним из якорных арендаторов «МЕГА+ IKEA», скорее всего, станет гипермаркет «Ашан». Несомненно, «Ашан», предлагающий огромный ассортимент товаров с минимальной наценкой, будет весьма популярным у потребителей региона, однако тем, кто действительно «чувствителен» к цене, просто физически будет трудно ездить за продуктами за город». По мнению господина Баранова, с выходом в регион такого игрока, как «IKEA-Мега», существенного оттока клиентов из самарских торгово-развлекательных центров не произойдет: «МЕГА+ IKEA» — новый для региона формат, больше тяготеющий к загородному торговому центру. Скорее всего, в Самаре будет организована доставка покупателей в Красный пахарь, но поездка потребует слишком много времени, и можно прогнозировать, что в будни в этом ТРЦ будет немного посетителей».

Эксперты сходятся во мнении, что больше других от прихода шведского концерна пострадают мебельные торговые центры и магазины. Так, по мнению коммерческого директора мебельного салона ООО «Гранд Виль» Полины Горецкой, «на первых этапах IKEA привлечет около 20% покупателей мебельных магазинов и производителей эконом-класса, таких как «МегаМебель», «Мягкофф», «Эдем-Самара», позже, когда горожане «распробуют» шведское предложение, отток клиентов возрастет». По мнению госпожи Горецкой, это произойдет, потому что «российский дизайн оставляет желать лучшего, а качество не соответствует стоимости продукта». Этого же мнения придерживаются и в УК «Молл Менеджмент», где отметили, что «ассортимент самарских магазинов достаточно ограничен и потребительский интерес горожан не удовлетворен».

ЕЛЕНА КОЛЫЧЕВА

САМАРА    №177 от 22.09.2006, ПТ

КОММЕРСАНТЪ — СРЕДНЕЕ ПОВОЛЖЬЕ

***