19 сентября на очередном заседании Правительства Самарской области, были рассмотрены вопросы, имеющие большое значение для развития региона в следующем году. Среди российских регионов Самарская область по-прежнему сохраняет свои позиции успешно развивающегося региона. По оценке, прирост промышленного производства в 2006 году составит 5%, сельскохозяйственного производства — 1,2%, продукции транспорта — 2%, связи — 10%, оборот торговли и коммерческой деятельности по реализации товаров и услуг возрастет более чем на 10%. (подробнее…)

1. С докладом об итогах социально-экономического развития Самарской области за 1 полугодие 2006 года и оценке итогов развития за год, прогнозе социально-экономического развития Самарской области на 2007-2009 годы выступил министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Габибулла Рабаданович Хасаев.

По словам министра, в текущем году в Самарской области сохраняются тенденции экономического роста. Реальные располагаемые денежные доходы населения превысят уровень предыдущего года на 10%, инвестиции в основной капитал — на 8,6%. Ожидаемый темп прироста валового регионального продукта составит 4,6% (в 2005 году — 1,3%).

Среди российских регионов Самарская область по-прежнему сохраняет свои позиции успешно развивающегося региона. По оценке, прирост промышленного производства в 2006 году составит 5%, сельскохозяйственного производства — 1,2%, продукции транспорта — 2%, связи — 10%, оборот торговли и коммерческой деятельности по реализации товаров и услуг возрастет более чем на 10%.

Растет внешнеторговый оборот. За 6 месяцев 2006 г. он возрос на 25,4% по сравнению с 1 полугодием прошлого года и составил 4175,9 млн. долларов США. Положительной тенденцией в структуре внешнеторгового оборота является опережение темпов роста экспорта товаров и услуг над их импортом.

Улучшается финансовое состояние организаций области. Производительность труда возрастет, по предварительной оценке, на 5,5% (в сопоставимых ценах) по сравнению с 2005 годом.

В 1 полугодии 2006 года на потребительском рынке Самарской области темпы инфляции сложились в 1,5 раза ниже уровня соответствующего периода прошлого года. Темпы роста потребительских цен на продовольственные товары сложились ниже прошлогоднего уровня на 2 процентных пункта, на платные услуги — на 3,8 процентных пункта. Индекс цен на непродовольственные товары в июне текущего года по отношению к декабрю 2005 года составил 100%.

За 2006 год рост потребительских цен и тарифов оценивается на уровне 109%.

В результате мер, предпринятых федеральными органами власти и Правительством Самарской области по ограничению роста тарифов на услуги ЖКХ, за январь-июнь 2006 года прирост тарифов в среднем составил 17,7% против 28,7 в первом полугодии 2005 года.

В 2006 году неизменными для населения области остались цены на сжиженный газ, твердое топливо и тарифы на перевозку пассажиров в пригородном сообщении. Сохранение цен и тарифов на прошлогоднем уровне стало возможным благодаря увеличению субсидий из областного бюджета, направленных на покрытие убытков соответствующих организаций-поставщиков.

В течение первого полугодия 2006 г. промышленный комплекс Самарской области стабильно наращивал объемы промышленного производства и превысил уровень аналогичного периода прошлого года на 3,7%. Самарская область сохраняет первое место в России по производству легковых автомобилей, подшипников качения, синтетического аммиака и линолеума. В целом в промышленном комплексе области в 2006 году ожидается рост промышленного производства на 5%.

В целях укрепления инновационного потенциала Самарской области, поддержки малого инновационного бизнеса, внедрения передовых производственных технологий в области созданы новые финансовые институты, ряд элементов инновационной инфраструктуры, начата реализация проекта по созданию межрегионального инновационно-технологического центра.

Объем валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в январе-июне 2006 года составил 100,7% к соответствующему периоду прошлого года. По оценке за 2006 год, рост объема валовой продукции сельского хозяйства по сравнению с 2005 годом составит 101,2%. В том числе в растениеводстве — 102,2%, в животноводстве — 100,2%. Всего на развитие сельского хозяйства в 2006 году из областного бюджета предусмотрено выделить 3,98 млрд. рублей (из них 1,5 млрд. рублей — предоставление областных гарантий под банковские кредиты организаций агропромышленного комплекса), что составляет 7,6% его доходной части.

В Самарской области ведется активная работа по привлечению финансовых ресурсов в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Самарским филиалом ОАО «Россельхозбанк» выдано кредитов на развитие личных подсобных хозяйств 184 млн. рублей, крестьянских (фермерских) хозяйств — 188,5 млн. рублей, на реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов — 559 млн. рублей.

В области значительно увеличены посевы таких высокорентабельных культур, как гречиха (в 1,8 раза), и лен масличный (в 4,3 раза). По ресурсо- и влагосберегающим технологиям зерновые культуры посеяны на площади 610 тыс. га, что выше уровня 2005 года. Валовый сбор зерна во всех категориях хозяйств в 2006 году ожидается на уровне 1400 тыс. тонн (127% по сравнению с 2005 годом), при урожайности зерновых 12,5 ц/га (в 2005 году — 10,5 ц/га), ожидаемый сбор овощей составит 111,2% к уровню прошлого года.

В текущем году в губернии наблюдалось динамичное развитие некоторых направлений мясного производства. Производство (реализация) мяса птицы в первом полугодии увеличилось на 8,6%, свинины — на 19,9%. В целом в 2006 году производство (реализация) мяса во всех категориях хозяйств может составить 101,2% относительно уровня прошлого года, производство молока и яиц прогнозируется на уровне прошлого года.

Растет количество малых предприятий области — 29,9 тыс. Это 80% от общего числа действующих организаций области и на 3,2% больше по сравнению с 2005 годом. Доля оборота малых предприятий составляет 33,2% в обороте всех организаций области. Значение этого показателя на душу населения выше среднероссийского на 58,5%, что ставит Самарскую область на 4 место в Российской Федерации.

В 1 полугодии 2006 года на развитие экономики и социальной сферы Самарской области использовано 26,1 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что на 3,7% больше, чем за соответствующий период прошлого года. При этом основным источником финансирования инвестиций являлись собственные средства — 69,2% от общего объема. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года они выросли на 12,7%, в том числе за счет прибыли — на 21,4%.

Основной частью инвестиций за счет средств областного бюджета являются капитальные вложения в рамках областной инвестиционной программы. В 2006 году на ее реализацию предусмотрено 7873,1 млн. рублей, что на 17,3% больше, чем в 2005 году. За счет этих средств осуществляется проектирование, строительство и реконструкция 405 объектов. Основные направления областной инвестиционной программы 2006 года — реализация на территории Самарской области приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», обеспечение масштабного решения проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, завершение строительства Самарского онкоцентра, обеспечение ввода объектов культуры, здравоохранения, спорта и физической культуры, образования.

Проводимая Правительством области активная демографическая политика способствовала улучшению процессов естественного воспроизводства населения. Стабилизировалась ситуация с рождаемостью. Так, за 7 месяцев 2006 года родилось 17,9 тыс. детей, что на 0,8% превышает уровень аналогичного периода прошлого года. По оценке, коэффициент рождаемости составит 9,8 промилле.

В целом остается стабильной ситуация в сфере занятости населения. Создано 6,6 тыс. новых рабочих мест, что в 1,4 раза больше чем за 1 полугодие 2005 года. Сократились размеры вынужденной неполной занятости. Численность зарегистрированных безработных, по состоянию на 1.08.2006, составила 24,5 тыс. чел при уровне безработицы 1,4% и сократилась по сравнению с началом года почти на 16%, в том числе в городских округах — на 12,9%, сельских муниципальных районах — на 18,3%.

Министр подчеркнул, что по интегральному показателю уровня жизни населения — индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) Самарская область на протяжении 7 лет входит в первую десятку территорий с высоким уровнем развития человеческого капитала, занимая сегодня 7 место среди регионов Российской Федерации и 2 место в ПФО.

В 1 полугодии 2006 года сохранилась позитивная динамика основных показателей уровня и качества жизни населения области. Совокупные денежные доходы населения сложились в сумме 186,4 млрд. рублей или 9745 рублей в среднем на душу населения в месяц. Реальные располагаемые денежные доходы выросли на 10,6%. Среднемесячная начисленная заработная плата составила 8769 рублей, а ее реальное содержание увеличилось на 10,1%. Регион сохраняет лидирующие позиции в ПФО по данным показателям.

Средний размер назначенной пенсии, по состоянию на 1.08.2006, составил 2775 рублей и по сравнению с началом года в реальном выражении увеличился на 5%.

Прогноз социально-экономического развития Самарской области на 2006-2008 годы разработан на основе комплексного анализа ситуации, сложившейся в губернии за предшествующие годы, оценки итогов развития в текущем году, с учетом особенностей и внутренних возможностей региона, предложений органов местного самоуправления и немерений предприятий по своему развитию.

Прогноз базируется на основных положениях Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), учитывает стратегические направления и параметры, обозначенные в проекте Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года.

Учитывая влияние внешних и внутренних факторов экономического развития, разработка прогноза велась по двум вариантам. Базовым является второй вариант — умеренно оптимистический. Ориентируется на повышение темпов и качества экономического роста и основывается на повышении конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности области, позитивном развитии торгово-экономического и политического сотрудничества, благоприятной ситуации на внутреннем и внешнем рынках.

Так, в 2007 году по первому варианту возможен прирост валового регионального продукта на 4,7%, по второму варианту — на 6,3%. Темпы промышленного производства прогнозируются на уровне 5% и 6,4% соответственно. Прирост валовой продукции сельского хозяйства — на уровне 3,4% и 6,5% соответственно. Перевозка грузов в 2007 году увеличится на 1,5% по первому варианту и на 3,5% по второму. Прирост объема услуг связи составит 8-10%. По прогнозу, к 2009 году количество малых предприятий по первому варианту увеличится на 3,7% (31 тысяч), по второму — на 11,1 (33.2 тысяч), количество занятых в них — на 4,6% и 7,2% в зависимости от варианта. Рост объемов инвестиций в основной капитал в условиях первого варианта в 2007 году составит 10,8%, по второму варианту — 15,1%. Наиболее инвестиционно привлекательными будут обрабатывающие производства, транспорт и связь, однако значительно возрастут инвестиции в сельское хозяйство, добычу полезных ископаемых, производство пищевых продуктов.

2. Следующим вопросом, обсуждавшимся на заседании Правительства Самарской области, стал проект закона Самарской области «Об областном бюджете на 2007 год». С докладом выступил заместитель председателя Правительства Самарской области — министр управления финансами Павел Александрович Иванов.

По словам П.А. Иванова, в соответствии с проектом областного бюджета поступление доходов в 2006 году составит 50 830 889 тыс. рублей. Расходная часть областного бюджета запланирована в размере 57 947 278 тыс. рублей. Дефицит составит 7 116 389 тыс. рублей, или 14% от уровня собственных доходов. Предполагается, что доходы и расходы областного бюджета в следующем году превысят аналогичные показатели 2005 года соответственно на 15,5% и 11%.

Расходная часть бюджета сформирована в четком соответствии с классификацией, предусмотренной федеральным законодательством. Поэтому распределение денежных средств происходит в соответствии с отраслевой принадлежностью главных распределителей бюджета. Это ведет к повышению их ответственности и является первым шагом на пути к внедрению бюджетирования, ориентированного на результат.

Социальная составляющая по-прежнему является приоритетной в структуре расходов бюджета на 2007 год, и каждый второй рубль будет направлен на финансирование социальных расходов.

В целях решения задачи, поставленной Президентом по повышению доходов бюджетников (в реальном выражении не менее чем в 1,5 раза, в номинальном выражении — в 2 раза, в течение трех лет), в областном бюджете на 2007 год запланировано увеличение заработной платы работникам бюджетных учреждений с 1 мая 2007 года. При этом сохраняются надбавки с 1 по 9 разряда тарифной сетки, установленные Губернатором Самарской области.

В целях реализации национального проекта «Здоровье» предусмотрены средства на стимулирующие выплаты врачам и медицинским сестрам общей практики, работающим на селе (около 91 млн. рублей).

На повышение зарплаты работникам образования в связи с переходом на новую отраслевую оплату труда предусмотрено 911 млн. рублей (в 2006 году — 284 млн. рублей). При применении данной системы зарплата педагогов составит 8-10 тыс. рублей.

На осуществление мер социальной поддержки граждан, имеющих детей — 733 млн. рублей (рост на 43%). Рост обусловлен увеличением ежемесячного пособия на детей с 70 до 130 рублей, в том числе — 14,1 млн. рублей на доплаты женщинам, родившим 4 и более детей (доплаты повышены в соответствии с поручением Губернатора).

По-прежнему будет осуществляться поддержка таких льготных категорий населения, как ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные лица и лица, пострадавшие от политических репрессий. На эти цели предполагается направить 4, 283 млрд. рублей (рост к уровню 2006 года на 8,2-8,7%).

Таким образом, планируемые на 2007 год размеры ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) составят:

-на одного труженика тыла — 500 рублей;

— на одного ветерана труда — 530 рублей;

— на пострадавшего от политических репрессий — 500 рублей;

-на одного реабилитированного — 660 рублей.

Кроме того, предусмотрены средства в объеме 453 млн. рублей (с учетом роста тарифов на 16%) на денежные выплаты данным категориям населения на частичную оплату занимаемой общей площади жилого помещения (в различных муниципальных образованиях — от 17 до 262 рублей на 1 человека, в зависимости от благоустроенности жилья, состава семьи и стоимости жилищно-коммунальных услуг в месте проживания).

В целом на расходы социального характера, с учетом расходов на содержание объектов социальной сферы (образование, здравоохранение, культуру, учреждения социального обеспечения) будет направлено около 30 млрд. рублей (52% всей расходной части).

При обсуждении проекта областного бюджета на 2007 год прозвучали мнения членов Правительства области, глав сельских муниципальных районов, руководителей промышленных предприятий.

Губернатор К.А.Титов: «Есть надежда, что областной бюджет станет бюджетом развития. Мы уже видим, что есть предприятия, где сокращают уровень расходов на финансирование социальных программ, зато работникам поднимают зарплату в 2 раза. В целом проект бюджета достаточно оптимальный. Но нам нужно искать дополнительные источники средств для наполнения бюджета. Например, нефтяники разбивают дороги общего пользования при перевозке нефти. Нужно принять закон, чтобы брать плату за проезд машины с нагрузкой на ось более 6 тонн. Это заставит нефтяные компании тратиться на дороги.

Нужно учесть также, что недоимка по транспортному налогу в целом по области составляет около 500 млн. рублей. Необходим контроль за нефтедобывающими предприятиями: как они транспортируют нефть, как утилизируют газ. Нам известно, что газ сжигается в огромных объемах. Это — подрыв экономики, загрязнение окружающей среды. Я считаю, что депутаты Губернской Думы должны поскорее рассмотреть законопроект о создании профильного министерства, которое сможет в полной мере решать эти проблемы».

3. Заместитель министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Олег Владимирович Майоров представил проект областной адресной инвестиционной программы на 2007 год. По программе использование ресурсов областного бюджета на следующий год планируется в соответствии с приоритетами социально-экономического развития Самарской области. Общий объем средств, которые планируется направить на реализацию программы, составляет 8,5 млрд. рублей, или 81% к уровню 2006 года.

Программа содержит перечень строек и объектов капитальных вложений на предстоящий год, финансируемых за счет средств областного бюджета в сумме 6,9 млрд. рублей, а также за счет средств фонда муниципального развития в сумме 1,5 млрд. рублей.

Большую часть средств планируется направить на строительство жилья в рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» (2,4 млрд. рублей), а также объектов здравоохранения, образования, социальной сферы, спорта и физической культуры, развитие инженерной инфраструктуры. По словам О.В.Майорова, в 2007-2009 годах планируется обеспечение максимального ввода объектов в эксплуатацию. Так, из общего количества строек 2007 года (245) планируется завершить строительством 63, направив на эти цели 1,4 млрд. рублей (17% от общего объема лимитов капвложений по программе).

Строительство и реконструкция будет вестись на территории всех муниципальных образований области на условии их долевого участия (в размере не менее 5% стоимости строительства конкретного объекта) из средств фонда муниципального развития.

Кроме того, планируется более активно привлекать средства федерального бюджета. Сегодня на рассмотрении в отраслевых министерствах и ведомствах Российской федерации находится бюджетных заявок Самарской области на общую сумму 16,4 млн. рублей

4. Члены Правительства также одобрили проект закона Самарской области «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области на 2007 год».

Прогнозируемая сумма расходов Фонда составляет почти 6,6 млрд. рублей и включает в себя, в том числе финансирование территориальной программы государственных гарантий оказания населению губернии бесплатной медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования — более 6,4 млрд. рублей (98% от общей суммы).

5. На заседании Правительства был одобрен проект закона Самарской области «О внесении изменений в Закон Самарской области «Об областном бюджете на 2006 год». Согласно данному документу планируется списать задолженности по федеральным налогам и сборам и пеням федеральным казенным предприятиям оборонного комплекса — «Самарский завод «Коммунар» и «Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон». Эти предприятия являются градообразующими и имеют большое значение не только для социально-экономического развития муниципальных образований, но и для развития оборонного комплекса страны. Однако накопленные долги ставят их на грань банкротства. Кроме того, согласно законопроекту предполагается списать задолженность предприятий уголовно-исполнительной системы перед областным бюджетом.

6. Одобрен проект распоряжения «О распределении средств фонда сбалансированности местных бюджетов Самарской области между бюджетами городских округов и муниципальных районов за третий период (январь-июнь) 2006 года». Средства за третий период (январь-июнь) получат городские округа Чапаевск, Жигулевск, Октябрьск, а также муниципальные районы Большечерниговский, Кошкинский и Красноярский.

7. Одобрен проект постановления «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 21.06.06 № 75 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который представила советник Губернатора Самарской области — руководитель департамента по вопросам семьи и демографического развития области Елена Борисовна Шашарина. Изменения Порядка обеспечения жильем детей-сирот потребовались в целях приведения его в соответствие с Законом Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Правки носят технический характер.

8. О присуждении Губернских грантов в области науки и техники за первое полугодие 2006 года.

Члены Правительства одобрили проект постановления Губернатора Самарской области, согласно которому на финансирование 25 научных работ по утвержденному списку из средств областного бюджета будет выделена сумма в размере 3,5 млн. рублей

9. Кроме того, были утверждены на 2007 год расходы областного бюджета на воспитание и обучение детей-инвалидов дошкольного возраста в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования.

10. Проект постановления Губернатора Самарской области об учреждении и порядке присуждения премий Губернатора Самарской области за выдающиеся результаты в решении технических, медико-биологических, социально-экономических и гуманитарных проблем отправлен на доработку.

По сообщению Департамента информационной политики и

массовых коммуникаций аппарата Правительства

Самарской области

*