Церемония открытия фестиваля, как всегда, прошла в самой Анапе, в здании летнего театра, куда публика пробивалась с тем же пылом, что и на концерт Мадонны. Однако те счастливчики, которым удалось попасть внутрь, ничем, кроме простуды (из-за холодного, совсем не южного ветра), вознаграждены не были.

Представление, режиссером которого был назван Вячеслав Спесивцев, показалось неряшливо собранным на живую, к тому же часто рвущуюся нитку. Затем на Театральной площади для широкой публики был показан фильм Юлия Гусмана «Парк советского периода», который организаторы сочли более подходящим для праздника в курортном городе зрелищем, чем куда более новый и интересный, но драматический фильм «Живой». Публика не широкая угощалась на набережной за накрытыми столами на приеме, устроенном администрацией Анапы, — фестиваль в этом году совпал с Днем города.

Рабочие же будни фестиваля в основном протекают в гостиничном комплексе «Фея-2» в поселке Джемете, здесь показывают фильмы, проводят пресс-конференции и обсуждения.

Программа «Киношока» уже несколько лет четко делится на основную — конкурс полнометражных картин, снятых в странах бывшего СССР, и на интересную — так называемое «Кино без пленки» и «Шорт-шок», то есть кино неформатное, документальное или игровое, но снятое на видео, не за большие деньги и не для заработка, а ради искусства и ради самовыражения. В этом году обещана еще программа сверхкоротких фильмов, видеоклипов, кино из Канского (проходящего в городе Канске) фестиваля и подборка короткометражек с международных фестивалей.

Основная программа в этом году представлена 11 картинами. От России — два фильма. «Далеко от Сансет-бульвара» снят живущим во Франции режиссером Игорем Минаевым по сценарию московского драматурга Ольги Михайловой. Сюжет фильма интригует — в основу положены реальные события, происходящие вокруг «Мосфильма» 30-х годов, времени, когда снимались самые жизнеутверждающие советские мюзиклы и проходили жесточайшие сталинские репрессии. Однако документальных историй советских актеров и режиссеров той поры в фильме нет, есть лишь собирательные образы, стилизованная музыка, и вообще это фантазия «по мотивам»…

Второй российский фильм — уже показанный на Московском кинофестивале «Франц +Полина», снятый в Ханты-Мансийске на киностудии «Югра-фильм» дебютировавшим в кинорежиссуре рекламщиком и клипмейкером Михаилом Сегалом. Как примут эту сентиментально-поверхностную инсценировку рассказа Алеся Адамовича на «Киношоке» — не знаю, в Москве картина вызвала довольно сдержанное отношение, и, по моему мнению, присутствие ее на Открытом фестивале кино стран СНГ и Балтии оправдывается белорусским материалом картины и тем, что Сибирь впервые представлена как кинопроизводящий регион.

Два фильма от Украины — вторая работа многообещающего автора «Путеводителя» Александра Шапиро «Happy people», о детках-мажорах, пресытившихся обычными развлечениями, и российско-украинская «Оранжлав» молодого режиссера Алана Бадоева с Алексеем Чадовым в главной роли, действие которой происходит на фоне подзабытой уже «оранжевой революции».

Еще одна страна, богатая на кинематограф — Узбекистан. От нее на «Киношоке» тоже две картины — опять же показанный (и премированный) на ММКФ «Источник» Елкина Туйчиева и «Родина» Зульфикара Мусакова.

А вот программа «Кино без пленки» по преимуществу российская, и судя по анонсам и названиям, она обещает разнообразные, сильные и не всегда приятные впечатления.

Фестиваль, проходящий в курортном городе, где публика, как правило, кино воспринимает в качестве летнего развлечения, вынужден раздваиваться, предлагая городу и краю свой празднично-народный лик, а для себя все больше превращаясь в форум для профессионалов. Жителям Анапы и ее гостям предназначен зрительский конкурс «ТВ—шок», где покажут короткие версии телефильмов и мини-сериалов. На эти показы приезжают известные актеры, чьи лица хорошо знакомы публике.

Если на первые фестивали в Анапу обильно привозили старых кинозвезд, сыгравших в хорошо знакомых советских картинах, то потом наступил период, когда они в силу возраста ездить и блистать на казачьих сходках уже не могли, а новых актеров народ не знал и расстраивался. Помню, на каком-то приеме, устроенном в честь фестиваля жителями одной из станиц, среди гостей не оказалось ни одного известного им лица. Хотя присутствовали там не последние люди — режиссеры, писатели, композиторы, составлявшие элиту российской культуры, было ужасно неловко от очевидного расстройства хозяев, не сумевших скрыть своего разочарования. Сегодня им обижаться не приходится — молодых героев телесериалов хватает на все фестивали. Впрочем, анапская публика, если судить по крикам и аплодисментам, до сих пор предпочитает Лидию Федосееву-Шукшину, Станислава Любшина или Ивана Бортника, например, Максиму Коновалову.

Что же до собственно кинематографических впечатлений, то ими «Киношок» угощает избранных. О показанных фильмах конкурсной программы будет судить жюри, собравшее представительный ареопаг московских знаменитостей, среди которых: директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова, музыковед Святослав Бэлза, театральный режиссер Анатолий Васильев, продюсер Владимир Досталь, писатели Андрей Битов и Виктор Ерофеев. Возглавил столь представительную компанию киновед и кинокритик, бывший председатель Госкино Армен Медведев. Такой пышный и не совсем обычный состав объясняется просто. На «Киношоке» долгое время была традиция председателем жюри назначать не кинематографиста. Из бывших председателей и собран нынешний, как никак юбилейный, состав.

Алена СОЛНЦЕВА, Анапа

Время новостей

N°170

19 сентября 2006

Время новостей

***