Если в аварии никто не пострадал, а размер материального ущерба не превысил 25 тыс. рублей, инспектора ГИБДД на место аварии вызывать не потребуется. Такие правила, которые одобрило правительство, вступят в силу на российских дорогах с января 2008 года. Об этом сообщил вице-премьер Александр Жуков. Но по-настоящему правила заработают, когда страховые компании перестанут уклоняться от выплат и занижать размер страхового возмещения пострадавшим в ДТП.

По словам Жукова, правительство также поддерживает возможность для страхователей по ОСАГО обращаться за возмещением ущерба в свою страховую компанию, а не в компанию виновника ДТП. Законопроект готовится в стенах Минфина совместно с МВД и Минтрансом России. «До конца сентября документ будет направлен в правительство России, которое затем, пользуясь правом законодательной инициативы, внесет его в Госдуму», — сообщил начальник управления департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин.

Введение новых норм приведет к значительному сокращению числа заторов на дорогах. Ведь сегодня водители при любых, даже самых мелких, авариях должны ждать прибытия сотрудников ГИБДД, чтобы зафиксировать обстоятельства и виновника происшествия. Эта налаженная прежде система с введением «автогражданки» и увеличением числа ДТП в России стала давать сбой. Так, с 2000 года число дорожных аварий в стране выросло на 41% и составило 223 тысячи в 2005 году. А число сотрудников ГИБДД, выезжающих на их оформление, осталось прежним. В итоге участники мелкой аварии вынуждены дожидаться приезда инспектора по нескольку часов, из-за чего на городских магистралях, и без того загруженных, образуются гигантские пробки.

В принципе участники мелкой аварии и сегодня могут полюбовно договориться, определить, кто виноват, составить схему ДТП, вместе добраться до ближайшего пункта ДПС, где и подписать все бумаги у инспектора. Но нет никакой гарантии, что виновник за время пути не передумает и не откажется признавать себя виновным. В этом случае и ГИБДД откажется фиксировать обстоятельства аварии, на которую не стали вызывать инспектора. А без «визы» дорожного инспектора пострадавшему не выплатят возмещение в страховой компании по полису ОСАГО виновника.

Все эти сложности отпадут сами собой при введении «Европейского протокола», как принято называть в страховых кругах упрощенное оформление мелких аварий. Еще проще станет жизнь автовладельцев, если одновременно с «Европротоколом» заработает система прямого урегулирования убытков, на чем сегодня настаивает Минфин. Но проблема в том, что к такому развитию событий не готовы сами участники страхового рынка. По мнению страховщиков, введение этих новаций нужно разнести во времени на 1.5-2 года. Это позволит отработать оформление аварий без участия ГИБДД, иначе не избежать роста страхового мошенничества.

Финансовые известия

***