В честь юбилея фестиваля было сформировано уникальное по составу жюри: все нынешние его члены в разные годы возглавляли жюри «Киношока» — Андрей Битов, Анатолий Васильев, Владимир Васильев, Роман Виктюк, Ирина Антонова, Святослав Бэлза, Владимир Досталь и Виктор Ерофеев.

На этот раз председательствовать будет киновед Армен Медведев. «Российской газете» он рассказал о том «гамбургском счете», который в эти дни будет вестись в Анапе.

Российская газета | Вам предстоит «жюрить» сегодняшнее национальное кино наших бывших союзных республик. Вы знакомы с его контекстом и подтекстом?

Армен Медведев | Мы только-только начали радоваться, что появился просвет для российского кино, что оно сейчас востребовано в разной степени и по разным поводам, но что касается кино стран бывшего Советского Союза, то для многих это абсолютная «терра инкогнита». Ведь в лучшем случае один или два фильма можно посмотреть на фестивале «Ника» — с подачи, кстати, анапского фестиваля. Поэтому значение «Киношока» в этой области огромно. В свое время, когда я работал в Госкино, я имел представление о стиле, манере и особенностях каждой национальной кинематографии. А сейчас я все как бы начинаю с чистого листа.

РГ | То есть не будет никакой предсказуемости, фаворитов, близких друзей и дальних знакомых?

Медведев | Нет, надеюсь. Я могу назвать только Пеэтера Симма — кроме него все имена для меня новые. (Пеэтер Симм — известный эстонский режиссер представляет совместную эстонско-германскую картину «Сыт по горло». — Прим. ред.)

РГ | У вас сложная миссия — возглавлять жюри, все члены которого в разные годы сами были председателями большого жюри «Киношока». Вы морально готовитесь к заседаниям, которые длятся три дня и три ночи?

Медведев | Мне повезло, что все наше блестящее жюри — мои добрые знакомые. Так что, я надеюсь, общий язык мы найдем. В каждом жюри бывают проблемы, неожиданности, какие-то вкусовые перепады, но в работе любого жюри всегда по-настоящему опасен только нигилизм. Мне приходилось слышать на разных фестивалях: программа плохая, не будем давать никому главный приз…

Вот этого я категорически не признаю, поскольку мы судим сегодня, сейчас, в конкретном месте то, что есть, и надо быть непрофессионалами, чтобы не оценить это по степени талантливости и успешности.

РГ | Как вы будете организовывать работу жюри?

Медведев | По моему фестивальному опыту, когда по ходу мы решали: вот эти фильмы будем обсуждать, а эти не будем, наступал последний день, и выяснялось: то, что мы решили не обсуждать, как раз обсуждать-то и надо. Поэтому я верю в заключительную фазу работы, а о процедуре договоримся, я с полным доверием отношусь к мнению моих коллег.

РГ | Расскажите, пожалуйста, про идеальный фильм, может быть, уже существующий в природе, и про то кино, которое вы любите и которое надеетесь увидеть на фестивале.

Медведев | Начиная с поступления во ВГИК и до сего времени, отвечая на вопрос про свой любимый фильм, я всегда называю «Мечту» Михаила Ильича Ромма. Что касается идеального фильма — я за кино рукодельное. Для меня важны две вещи: актеры и драматургия. Чтобы было хорошо придумано. А хорошо придумано — это значит хорошо выстроенный сценарий. К сожалению, последнее время часто сталкиваешься с такими ситуациями, когда хочется спросить: ну вы хоть сценарий перечитали, прежде чем запускаться? С уничтожением редакторской прослойки этот элементарный вопрос стал возникать слишком часто. Знаете, как в фильме «Мимино» герой армянин все время переспрашивает в театре: что она сказала? Так вот, когда я смотрю кино и мне надо спрашивать, что она сказала, это уже не мое кино.

Российская газета

*