Когда встречаются следующие в противоположные стороны пассажирские поезда, эта картина порой завораживает. И невольно задумываешься, что люди, чьи силуэты мелькают в окнах мчащегося навстречу состава, совсем недавно в силу своих собственных резонов отправились из места, куда ты в данный момент только стремишься попасть. «Зенит» и «Крылья» накануне очной встречи на берегах Невы очень напоминали два подобных состава.

Четырехматчевая проигрышная серия самарцев наложилась на длящуюся еще с весны серию «Зенита», в ходе которой питерцы не знают поражений в официальных матчах уже больше трех месяцев.

Сейчас уже не так просто поверить, что перед туром, когда «Крылья» набрали свои последние очки в выездном матче в Нальчике, они с 23 очками делили четвертую строчку турнирной таблицы с… «Локомотивом». «Зенит» же отставал на тот момент от самарцев на четыре очка, и в Санкт-Петербурге тогда больше говорили о «ничейном синдроме» своей команды под руководством Дика Адвоката, чем о беспроигрышной серии.

Однако интервал между первой и второй половинами чемпионата, который принято называть турнирным экватором, провел в судьбе команд четкую линию водораздела. Прошло всего четыре тура — и вот уже «Зенит» оценивает «на глазок» свое восьмиочковое отставание от лидера чемпионата, тогда как «Крылья» с опаской поглядывают в турнирный подвал, где точно такая же дистанция отделяет их от пугающей черты между спасительным 14-м местом и зоной вылета. Причем для тех, кто смотрит назад, эти самые восемь очков всегда кажутся куда более хрупким расстоянием.

Те самые причины, которые развели вчерашних соперников на два противоположных турнирных маршрута, можно назвать внутренними. И даже в какой-то степени вполне ожидаемыми. «Зенит» потихоньку привык к идеям Адвоката, а подбор игроков в команде явно предполагал продвижение вперед. В «Крыльях» же сейчас и вовсе трудно разобрать истинную причинно-следственную связь и понять, что первично, а что вторично — неудачи команды на футбольном поле или проблемы в атмосфере внутри нее.

Стартовый протокол, который благодаря истинно австрийской пунктуальности бригады арбитров под руководством Конрада Плауца был оформлен за час до начала матча, удивил мало. Медицинской бригаде «Зенита» все-таки удалось поставить на ноги турецкого форварда Фатиха Текке, и он вышел на поле с первых минут. Соответственно, в запасе остался Александр Кержаков, который только на этой неделе начал тренироваться после болезни. У «Крыльев» по сравнению с прошлым матчем в стартовом составе появились опытный Дохоян и Медведев, составивший в атаке пару с Марко Топичем.

В дебюте матча именно гости провели две довольно опасные атаки: сначала напряженность у ворот Малафеева возникла после навесной передачи со штрафного, а затем на ударную позицию выходил Муджири. Впрочем, ударным стартовым пятиминутным отрезком активность гостей так и ограничилась, и они совершенно определенно перешли на игру «вторым номером».

«Зенит» начал подбирать ключи к обороне самарцев не спеша. Показалось даже, что слишком медленно. Поначалу активнее у хозяев был левый фланг, где Ширл в одном из эпизодов ворвался в штрафную и упал, совершенно не убедив в неслучайности этого события австрийского арбитра, а затем он же опасно пробил из-за пределов штрафной — после рикошета мяч ушел на угловой. Собственно, на этом энергичные действия хозяев на данном участке поля и закончилась.

В дальнейшем «Зенит» принялся расшатывать оборону гостей справа и по центру. Именно из центральной зоны питерцы и организовали единственный по-настоящему острый момент у ворот Макарова в первом тайме, когда после удара ворвавшегося в штрафную Денисова голкипер гостей отбил мяч перед собой, но первым успевший на добивание Текке толком распорядиться своим шансом не сумел — едва ли не впервые за весь зенитовский период карьеры.

В итоге «Крылья» вполне могли уйти на перерыв, ведя в счете — во всяком случае, момент, возникший у ворот «Зенита» вследствие несогласованности центральных защитников хозяев и упущенный Медведевым, почти без сопротивления неточно пробившим метров с 11, тоже вполне может быть отнесен к разряду голевых.

Показалось, что для преодоления плотной обороны гостей зенитовцам явно не хватает созидательных решений. Придумать что-то нестандартное поодиночке пытались то Денисов, то Аршавин, то Радимов, но цельного впечатления игра хозяев не производила. Словно «серийность» прошлых результатов соперников подействовала на их психологию, уверив, что падающие «Крылья» рано или поздно действительно упадут сами. На победу «по очкам» «Зенит» в первом тайме явно наиграл, но в футболе в отличие от бокса выигранный таким образом раунд ничего не значит.

На «Петровском» мало кто сомневался, что в такой ситуации на поле в составе «Зенита» должен появиться Кержаков. Но Адвокат удивил, заменив в перерыве… двух защитников — Хагена и Ким Дон Чжина (правда, первую замену можно считать вынужденной, так как еще в первом тайме норвежец получил повреждение). Самарские футболисты, появившиеся из раздевалки намного раньше соперников, перед началом второго тайма по давно установленной традиции встали в кружок и пару минут сообща настраивались на борьбу.

Примечательно, что в отдельные минуты второй половины и играли гости столь же «кучно», в полном составе собираясь в своей штрафной и на подступах к ней. И об эту стену до поры до времени разбивались все попытки питерцев создать хоть что-то путное у ворот соперника. В итоге контратаки «Крыльев» смотрелись опаснее массированного наступления хозяев: сначала после удара Муджири «Зенит» спасла перекладина, а затем Шкртел лишь в последнее мгновение выбил мяч из-под ноги выходившего на ударную позицию Канчельскиса.

С приближением финального свистка Адвокат все чаще вскакивал на ноги, экспансивно реагируя на очередные неудачные попытки подопечных взять самарскую крепость. И за 15 минут до конца матча использовал последнее средство, выпустив Кержакова и перейдя на игру в три форварда. Этот ход и оказался решающим. То, что не удавалось десяти полевым игрокам хозяев, три нападающих соорудили сообща: на 81-й минуте Фатих Текке ворвался в штрафную, Андрей Аршавин в касание плотно пробил в дальний угол по отскочившему к нему мячу, а Кержаков первым оказался на добивании — 1:0.

…В итоге обе длительные серии команд продолжились. И если экспресс «Зенита» в направлении лидирующей тройки вовсю набирает ход, то самарский состав, следующий по встречному пути в противоположном направлении, нуждается в поисках своего «стоп-крана».

Гаджи ГАДЖИЕВ, главный тренер «Крыльев Советов»:

— Матч был тяжелым. «Зенит» владел преимуществом, много атаковал. Но при этом каких-то серьезных угроз нашим воротам было немного. Игра вполне могла завершиться вничью, но, наверное, результат все же закономерен: хозяева больше заслужили победу, чем мы другой исход.

— Замена Медведева связана с тем, что в одном из эпизодов он едва не «наиграл» на вторую желтую карточку?

— Это одна из причин. Вторая состоит в том, что он проделал большой объем работы, и нам необходимо было выпустить более свежего игрока. В принципе Канчельскис сыграл неплохо — он имел несколько моментов, из которых можно было что-то выжать.

— Как оцените судейство австрийца Плауца?

— Он судил, как говорится, именно то, что есть. Это самое главное.

Дик АДВОКАТ, главный тренер «Зенита»:

— Мы провели очень трудный матч против команды, которая держала в обороне все 11 человек. Благодарен своей команде за то, что она на протяжении всех 90 минут показывала хорошую игру.

— С чем связаны ранние замены Хагена и Ким Дон Чжина?

— Хаген в первом тайме получил травму, а Ким Дон Чжин плохо почувствовал себя в перерыве. Что же касается выхода Кержакова в качестве третьего нападающего, то мы были вынуждены рисковать, так как ничья в этом матче нас никоим образом не устраивала.

— Бывший главный тренер «Зенита» Властимил Петржела не слишком лестно высказывается о нынешней игре команды. Вам это известно?

— Если человек принадлежит к числу тренеров топ-уровня, то он будет комментировать игру своей нынешней команды, а не прежней. Что же касается Петржелы, то он постоянно говорит, говорит, говорит…

СПОРТ-ЭКСПРЕСС

*