На театральном смотре «Новая драма», открывшемся в Москве, не ставят классиков. Сцену отдают современникам — лучшим драматургам и режиссерам из России, США, Польши, Румынии и Литвы.

Этот театр начинается еще у лифта. Название фестиваля выведено на дверях зеленой краской.

Пьеса «Требуется барабанщик», по мнению критиков, одна из самых интересных постановок сезона. Это американская версия конфликта двух поколений. Он — великовозрастный сын, она — одинокая мать. Не то, чтобы ему было все по барабану, но многие диалоги между героями вместо ссоры переходят в дуэт ударных и клавишных.

Они ругаются, мирятся и снова ругаются. За пять лет постановку увидела вся Америка и половина Европы. Про пьесу Тургенева «Отцы и дети» у актера Пита Симпсона спрашивают чаще всего.

Пит Симпсон, актер: «У Базарова и моего героя действительно очень много общего. Они оба считают, что разобрались в жизни и в себе. А на счет персонажа матери — с одной стороны, она пытается воспитать в сыне самое лучшее, а с другой — показать, насколько он ограничен в своем существовании».

Это уже пятый фестиваль в новой драматургии. Каждый год в Москву привозят более двух десятков постановок. Главное требование — тема на злобу и ее изложение языком, который можно услышать на каждой улице. Здесь нет Гоголя, Островского или Пушкина, но это не отрицание классиков, а скорее признание современников.

Эдуард Бояков, организатор фестиваля: «Театр развивается и избегает страшной участи быть музеем только благодаря современной драматургии».

Главное отличие современной драматургии от классической — автор еще жив, и чаще всего именно он еще и режиссер. Этот фестиваль не конкурсный показ, а скорее большая творческая лаборатория.

Спектакль сменяется мастер-классами знаменитых режиссеров, потом снова сцена, а после коллективное прочтение новых пьес.

Ричард Максвелл, режиссер: «Я увидел, насколько по-разному мы ставим спектакли, насколько по-разному над ними работаем».

Многие работы на «Новой драме» не постановки в классическом понимании, а что-то вроде документального кино. Авторы берут целые монологи из обычной жизни и, соединяя их, как бы монтируют пьесы.

Многие с театральных подмостков перемещаются на большой экран, как, например, картина «Изображая жертву» режиссера Кирилла Серебренникова.

После показа в Москве часть спектаклей увидят театралы Петербурга. И если лозунг современной драматургии «ищи героя», то им обязательно должен стать герой нашего времени.

16.09.2006, 10:42

НТВ

*