Спорт сейчас – это большой бизнес, и все чаще он подчиняется совсем не спортивным законам. Практически во всех видах соревнований в последние годы идет жесткая борьба за зрителей, за спонсоров, за деньги. Поэтому большинство спортивных федераций время от времени встают на путь перемен. И иногда они становятся революционными. «Новые Известия» решили рассказать о наиболее заметных «революциях» в спорте.

Живучий тай-брейк

Теннис всегда считался игрой изящной, элегантной и в дополнительной популяризации не нуждающийся. Но просуществовало такое положение дел до определенного момента. А именно – пока не выяснилось, что телевидение не проявляет к теннису того интереса, которого он заслуживает. Причина «бойкота» очевидна – абсолютная невозможность предугадать продолжительность матчей и соответственно необходимость ломать сетку вещания. Ведь игра может закончиться через два часа, а может и через шесть с лишним – были такие случаи. Впрочем, в середине прошлого века и в обычном зрительском внимании к теннису наметился некоторый спад. Дело в том, что благодаря техническому прогрессу ракетки и струны стали позволять игрокам с сильной подачей получать значительный перевес. Это только потом научились такие подачи не менее остро принимать, а тогда законодатели от тенниса забили тревогу.

В итоге в правила были внесены два серьезных изменения. Правда, прижилось из них только одно. Это тай-брейк – специальный гейм, разыгрываемый при счете 6:6. Теперь для того, чтобы выиграть партию, больше не требуется преимущества в два гейма. Хотя этот закон действует с некоторыми оговорками. На турнирах «Большого шлема» (кроме Открытого чемпионата США), а также в Кубке Дэвиса и Кубке Федерации пятый, решающий сет проводят без тай-брейка, по старинке. Ну, а второе нововведение действовало всего два сезона. Чемпионаты США среди профессионалов 1955 и 1956 годов проводились по системе подсчета очков, которая раньше применялась в настольном теннисе. Каждую партию играли, пока кто-то не набирал 21 очко, теннисист подавал в пяти розыгрышах подряд, а затем подача переходила к противнику. Кроме того, вторая подача была отменена. Но известный своими пушечными ударами Панчо Гонсалес, против доминирования которого, собственно, и были направлены изменения, дважды победил и в таком формате розыгрыша, после чего решили вернуться к старой системе. Кстати, интересно, что автором обоих нововведений является один и тот же человек – Пол ван Ален, поэт, музыкант, публицист и большой фанат тенниса, основавший Зал славы этого вида спорта.

В последнее время в правилах тенниса происходят кое-какие изменения, но их, в глобальном смысле, можно назвать незначительными. Самое нашумевшее, пожалуй, – введение системы электронного судейства на нескольких американских турнирах, в том числе Открытом чемпионате США.

Катание без «школы»

Фигурное катание тоже претерпело изменения. В непопулярной своей части. Речь о так называемой «школе» – когда-то весьма значимой части любого турнира одиночников, где можно было заработать 60% от общей суммы баллов! Во время этого соревнования спортсмены вовсе не сидели за партами, они просто рисовали на льду круги, «восьмерки» и прочие фигуры, которые затем оценивались судьями. Процесс, понятно, не слишком динамичный и совсем не привлекательный для телевидения. Не то что исполнение программ под музыку. Но по правилам благодаря красивому «ледовому рисованию» можно было выигрывать чемпионаты, не слишком преуспевая в прыжках и вращениях. В итоге в тех же 60-х годах прошлого века, когда ТВ все больше стало входить в нашу жизнь, Международный союз конькобежцев понизил значимость «школы» в турнирах. В качестве частичной ее замены была введена короткая программа. А в 1990 году система ценностей в фигурном катании в корне поменялась – «школу» отменили окончательно и бесповоротно.

Еще одно глобальное изменение в фигурном катании – введение в 2004 году новой системы судейства – само по себе не было вызвано стремлением поднять интерес к этому виду спорта. Это была реакция на известный скандал с участием российской пары Елена Бережная – Антон Сихарулидзе и канадского дуэта Джейми Сале – Давид Пеллетье на Олимпиаде-2002 в Солт-Лейк-Сити, который, кстати, был не единственным в последние десятилетия. Нововведение встретили неоднозначно. Те, кто воспринял его на «ура», – это болельщики, которые досконально разбираются в фигурном катании. Теперь они по существу способны и сами проводить подсчеты баллов, которые потом интересно сравнить с теми результатами, что вышли у судей. Однако для части фанатов фигурное катание, безусловно, потеряло. По оценке «6,0» до сих пор ностальгируют очень и очень многие.

Борьба – за зрелищность

Разговоры о том, что спортивная борьба – вольная и греко-римская – зрелище не слишком привлекательное, в околоспортивных кругах ведутся уже давно. Дошло до того, что перед борьбой, входившей в программу еще древних Олимпиад, замаячила угроза, пусть и призрачная, исключения из программы современных Игр. А тут еще спонсоры… Понятно, что деньги выгодно вкладывать в те виды спорта, которые собирают полные трибуны и где вложения можно «отбить» за счет рекламы. У борьбы пока с этим туго. Вот и ломают боссы Международной федерации борьбы (ФИЛА) головы над тем, как сделать свой вид спорта более зрелищным.

Вообще правила у «вольников» и «грекоримлян» меняются пугающе часто. Спортсмены не успевают привыкнуть к одним, а уже появились другие. Взять, к примеру, продолжительность схватки – нововведения здесь придумываются едва ли не каждый год. С 1 января 2005 года поединки состоят не из двух раундов, как прежде, а из трех – по две минуты с 30-секундным перерывом. Для общей победы нужно выиграть два периода. Если же одному из участников схватки удастся увеличить разрыв в счете до шести очков, то он незамедлительно будет признан победителем. Изменилась система начисления очков за проведенные приемы. К тому же решено проводить соревнования в один день.

Большинство спортсменов и тренеров восприняли изменения в штыки. Во-первых, тактика борцов заметно упростилась. Выиграл пару баллов – и тяни время до конца периода, что на руку борцам среднего уровня. Оскудел и технический арсенал. Борцы стараются проводить приемы, которые оцениваются высоко, забывая при этом о тех, что не приносят много баллов, но считаются «классикой» борьбы. Олимпийский чемпион Афин в греко-римской борьбе тяжеловес Хасан Бароев после Игр долго думал, оставаться ему в спорте или заканчивать карьеру (и это в 21 год), так как сомневался, сможет ли он приспособиться к новым правилам. В итоге Бароев после годичного перерыва на ковер вернулся, но своего мнения о новых правилах не изменил. Как и большинство других спортсменов, придерживающихся той точки зрения, что постоянные «смены курса» могут в итоге убить борьбу, вместо того чтобы повысить ее зрелищность.

«Ренессанс» на ринге

Любительский бокс одну «ломку» правил уже пережил. Вроде бы стремясь добавить зрелищности, руководство Международной федерации бокса (АИБА) увеличило число раундов с классических трех до четырех, сократив их продолжительность с трех минут до двух. На боксеров надели шлемы, а победителей стали определять судьи путем нажатия на кнопку компьютера, который считает удары. Причем, если преимущество одного спортсмена над другим достигает 20 очков, бой останавливается. Не всем эти нововведения понравились, но с ними пришлось смириться. Однако сейчас ситуация в любительском боксе раскручивается в другую сторону, и речь идет о том, чтобы вернуться к старым правилам. Сторонниками «ренессанса» являются и выбранный в начале этого года президентом Европейской ассоциации любительского бокса (ЕАБА) Эдуард Хусаинов, одновременно он занимает пост президента Федерации бокса России, и главный тренер нашей сборной, олимпийский чемпион Сиднея Александр Лебзяк.

«Люди, которые прежде руководили любительским боксом, тот же Канер Доганели, теперь уже бывший вице-президент ЕАБА и генеральный секретарь АИБА, не думали о красоте и зрелищности. Дело дошло до того, что было поставлено под сомнение место бокса в программе Олимпиад. Чтобы обезопасить наш вид спорта, нужно вновь вернуться к старым правилам, от чего бокс только выиграет. Бой должен проходить три раунда по три минуты, нельзя останавливать поединок, когда разница достигает 20 ударов. Ведь в этом случае страдает сам принцип бокса. Ведь если боец делает ставку пусть на один, но нокаутирующий удар, при такой системе у него очень мало шансов на победу. И маски – тоже лишнее. Они мешают видеть зрителям лица боксеров, что лишает бокс эмоциональности», – уверен Лебзяк.

Хусаинов уже обсуждал вопросы изменения в правилах с президентом АИБА Анваром Чаудри. И вполне возможно, что уже в следующем году любительский бокс вновь станет «классическим».

Реформаторы в офсайде

Футбол является едва ли не самым консервативным видом спорта в мире. Первые официальные «Правила игры» были утверждены еще 26 октября 1863 года в лондонском кабаке «Фримен таверн» и с тех пор они не слишком сильно изменились. Но именно незначительность перемен, видимо, не давала покоя всевозможным потенциальным реформаторам. Особенный всплеск активности был отмечен после незрелищного и не очень прибыльного чемпионата мира 1990 года, проходившего на полях Италии. Во многом поэтому в ФИФА несколько лет назад создали даже специальную комиссию по внесению изменений в футбольные правила (IFAB), которая заседает раз в год. Уже через два года после ее образования вратарям запретили забирать мяч в руки после передачи своего партнера. Чуть позже было введено такое понятие, как «фол последней надежды». Футболиста, нарушающего правила против соперника, выходящего на голевую позицию, решено было сразу удалять с поля, показывая не желтую, а красную карточку. Наконец, кое-какие поблажки атакующей стороне сделали при фиксировании офсайда.

Впрочем, это вовсе не значит, что отсутствовали желающие внести более серьезные коррективы в правила. Так, не кто-нибудь, а сам король футбола Пеле накануне чемпионата мира 2002 года настаивал на том, чтобы ФИФА совсем отменила «стенку» при пробитии штрафных ударов. Бразилец также ратовал за то, чтобы мяч вводили из аута ногами, а не руками. Соотечественник футбольного короля экс-президент ФИФА Жоао Авеланж развивал идею о необходимости расширения ворот в целях увеличения результативности. По его мнению, они должны были стать на 20 см выше и на 50 см шире. Другой великий в прошлом игрок – француз Мишель Платини – высказывался за назначение судей, которые бы сидели за воротами команд на случай разрешения спорных ситуаций. А президент ФИФА Йозеф Блаттер считает, что на поле обязательно должны быть два главных арбитра, как в баскетболе. Не исключено, что эта идея все-таки получит право на жизнь. Два года назад Английская футбольная ассоциация выступила с предложением ввести так называемую скамейку штрафников с тем, чтобы футболистов удаляли не до конца матча, а на пять–десять минут, после чего они получали бы возможность вновь вернуться на поле.

Существует и довольно серьезное предложение сделать мяч «умным». Для этого в него планируют вставить специальный микрочип, который бы регистрировал пересечение линии

***