С Новым 7514 годом! В разгар бабьего лета в России празднуется "церковное новолетие"
Вчера, за три с половиной месяца до встречи 2007 года от Рождества Христова, для православных и просто уважающих обычаи предков наступил 7514 год от Сотворения мира. Сентябрьские новогодние богослужения, впрочем, не мешают пастырям повторять их 31 декабря. А некоторые, особо рьяные, служат праздничные молебны и в канун старого Нового года.
Как это ни странно, ассоциировать новогодний праздник со снегом, елками и привозными мандаринами россияне стали всего 307 лет назад. Петр I, рубивший во всю ивановскую окно в Европу, издал тогда указ о начале нового года 1 января в соответствии с юлианским календарем. За два столетия до него такое новшество ввел во Франции Карл IX, его примеру последовали и другие монархи. Россия в который раз оказалась «позади планеты всей». Зато Новый год у нас до сих пор отмечается дважды, а то и трижды в году. 1 сентября 1699 г. Петр, сидя посреди Соборной площади в Кремле, принимал от патриарха Адриана благословение и кричал «Многая лета!» подданным. Совершался крестный ход, звонили колокола – в последний раз. Однако традиция отмечать в храмах «начало Индикта, сиречь новаго лета» не прервалась.
Сентябрьский Новый год, говоря строго, не столько церковный, сколько бюджетный. При византийском императоре Константине Великом с 1 сентября 312 г. началось исчисление лет по индиктам (от лат. indictio – объявление).
Подразумевалось объявление суммы налогов, которые следовало собрать в этом году после завершения сбора урожая, то есть речь велась о почитании не столько Бога, сколько кесаря. До этого на Востоке (с легкой подачи египтян) практиковалось весеннее летоисчисление – с 1 или 25 марта, праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. На Руси мартовский Новый год просуществовал аж до XV века.
Между прочим, и начало церковного новолетия связано с почитанием Божьей Матери. 15 августа (28 августа по новому стилю) – праздник ее Успения, а 13 (21) сентября – ее Рождество. Столь нами любимое бабье лето – чудесный дар природы перед наступлением дождей и холодов – можно сказать, некий провал в ходе времени, между жизнью и смертью. И празднование Нового года посреди бабьего лета исполнено особого смысла. В этот день в церквях читается то место из Евангелия от Луки, где повествуется о начале открытого служения Христа после крещения и искушения дьяволом. Это произошло в первый день иудейского праздника жатвы. Потому в храмах звучат и строки из ветхозаветной книги пророка Исайи о наступлении «лета благоприятного».
В России новогодние молебны совершаются дважды – из уважения к традициям и лояльности к властям. А некоторые пастыри служат их и в канун старого Нового года. Учитывая моду последних лет на восточный календарь, мы вправе гордиться тем, что на сей раз «впереди планеты всей» – никто, кроме нас, не может поздравить с Новым годом друзей четырежды в году.
***