17 сентября 1913 года «… Государь Император по всеподданнейшему докладу министра внутренних дел…Всемилостивейше соизволил дать согласие на присвоение потомственному почетному гражданину Андрею Андреевичу Субботину звания почетного гражданина города Самары».

Реальное училище в Самаре, открытое в 1880 году, с первых дней своего существования фактически не отвечало требованиям, предъявляемым к такого рода учебным заведениям. Оно размещалось в обычном жилом доме и уже через год отмечалось, что «…здание училища не может отвечать своей цели и должно быть расширено или перенесено на другое. Во всяком случае, здание это не может вместить полного состава училища. Кроме того, при здании почти совсем нет двора».

С годами положение только ухудшалось, ибо количество учеников постоянно росло. В 1880 году их было 101, в 1903 – 343. И вот в 1908 году супруги Елизавета Ивановна и Андрей Андреевич Субботины, дети которых окончили это учебное заведение, решили перестроить его. И перестроили в течение нескольких месяцев так, что город получил практически новое здание на 600 учащихся.

О роли Андрея Андреевича в постройке здания архивные документы говорят так: «Переустройство здания…все время происходило не только под личным наблюдением Андрея Андреевича Субботина, отдавшего всю свою заботу, весь свой опыт и знание хозяина-строителя этому симпатичному делу, но, как видно из той заботы и любви, с которыми он относился к выполнению всех деталей, намечаемых составленных под его руководством проекта здания, — самая идея переустройства принадлежит никому иному, а именно ему. Само собой разумеется, что воплощение самой идеи в жизнь неотъемлемо принадлежит супруге его Елизавете Ивановне, не пожалевшей средств на ее осуществление». Субботины стали почетными попечителями училища, построили в нем церковь.

Возведение здания реального училища не единственное благое дело купца Андрея Андреевича Субботина. Он оказывал материальную помощь и был почетным членом Самарского губернского попечительства детских приютов, членом Совета Самарского отделения попечительства императрицы Марии Александровны о слепых, Самарского общества трезвости, пожизненным почетным членом Самарского приюта для бездомных детей. В распоряжение Самарского общества народных университетов он предоставил свою дачу и дом на улице Преображенской (Водников) для открытия детских садов. В 1910 году обществу удалось открыть и зимний детский сад. Свой дом на Вокзальной площади и находившийся при нем сад отдал все тот же Андрей Андреевич. Его зимняя дача приняла детей в возрасте от 4 от 8 лет.

После установления в Самаре советской власти, Субботин с детьми, видимо покинул город. 17 января 1918 года на губернском съезде Совета рабочих и солдатских депутатов В.В. Куйбышев назвал его в числе тех граждан, кто скрылся от принудительного обложения имущих классов на сумму 5 миллионов рублей.

В 1938 году по архивам канцелярии самарского губернатора был составлен список контрреволюционных элементов. Из одиннадцати детей Андрея Андреевича и Елизаветы Ивановны в него попали Владимир, Михаил, Петр, Александра, Мария и сама Елизавета Ивановна, умершая в 1915 году. Основанием для занесения их в такой список послужил тот факт, что в 1913-1914 годах они получали заграничные паспорта.

Как сложилась после революции судьба почетного гражданина города Самары и его детей неизвестно.

*