Если раньше, лет 20-30 назад, футболисты и хоккеисты получали 300-400 рублей в месяц, то за последние годы их доходы существенно выросли. Связано это, в первую очередь, с приходом в наш профессиональный спорт больших денег. Зарплаты у спортсменов огромные, а клубы прибыли не приносят. Откуда же берутся эти большие деньги?

КЛЮШКИ НЫНЧЕ ДОРОГИ

Показателен пример отечественного хоккея. Бюджеты клубов российской суперлиги впечатляют. Возьмем казанский «Ак Барс». Раньше эта команда носила название «Итиль», обладала очень скромным бюджетом и кочевала между первой и второй лигой, а выход в высший дивизион становился для нее настоящим событием. Но после того как команду стали поддерживать не только власти Татарстана, но и местные бизнесмены, для «барсов» настали другие времена.

Теперь руководство «Ак Барса» покупает тех хоккеистов, которых хочет. Даже за три-четыре миллиона долларов. Например, играя два года назад в Казани, тот же Илья Ковальчук получал за матч около 45 тысяч долларов. А в НХЛ, выступая за «Атланту Трэшерз», он зарабатывает 28-30 за игру. И, если бы заокеанская лига не была столь престижной, Илья наверняка продолжал бы играть за казанский клуб.

А омский «Авангард»! Когда в НХЛ был локаут, в составе «ястребов» появился легендарный чешский форвард Яромир Ягр. Естественно, играл он не за «спасибо». По информации «Труда», Ягр получил за сезон в Омске около двух с половиной миллионов долларов. Кстати, сейчас руководство «ястребов» вновь ведет переговоры с Ягром. По слухам, ему предлагают три с половиной миллиона долларов за сезон. Это значительно больше средней зарплаты хоккеиста в российской суперлиге, которая равняется 700-800 тысячам долларов в год (что, согласитесь, тоже немало).

Для того чтобы выступать в суперлиге, любой клуб должен иметь современную арену стоимостью не менее пяти миллионов долларов, а бюджет команды должен составлять не менее 20 миллионов рублей. Вот у московского «Спартака» их не нашлось, и славный, заслуженный клуб снялся с турнира.

БОБРОВ И ЯШИН ПОЛУЧАЛИ КОПЕЙКИ

Практически то же самое происходит и в российском футболе. Мастера уровня Валентина Бубукина, Льва Яшина, Константина Бескова, Валентина Иванова, завоевавшие золотые медали на Олимпиаде-56 или чемпионате Европы-60, получали в сотни раз меньше современных собратьев по кожаному мячу.

А игроки сборной СССР, победившие на Олимпиаде-88 в Сеуле, получили в качестве премиальных где-то по 500 долларов на брата. Представляете, какой «денежный дождь» обрушился бы на игроков нашей команды, если бы они сейчас вдруг победили на Олимпиаде, чемпионате мира или Европы?

— Раньше в нашем футболе существовала уравниловка, — считает заслуженный тренер России Юрий Севидов. — Например, я, попав в 18 лет в «Спартак», получал такую же ставку, как знаменитый Игорь Нетто — капитан нашей команды и сборной! Из чего складывались доходы игроков? Каждый футболист клуба высшей лиги (исключая армейцев и динамовцев) имел стандартную ставку — 160 рублей. За звание «мастера спорта» — надбавка 100 рублей. И еще мы получали премию из средств, вырученных от продажи билетов — 80 рублей минус налоги. То есть деньги были невеликими, но на них можно было спокойно жить и содержать семью.

— А что вы думаете о зар-платах современных футболистов?

— Мне кажется, оклады многих игроков не соответствуют уровню их мастерства. Возьмем простой пример. Экс-форвард сборной России и московского «Динамо» Дмитрий Булыкин весь прошлый сезон просидел на скамейке запасных, лишь иногда играя за дублирующий состав. Но по контракту весь год получал около 25 тысяч долларов. То есть ничего не делал, а денежки на счет поступали регулярно.

Великому Всеволоду Боброву такое и не снилось. Футболисты прошлых лет не ходили с калькуляторами, они играли в любимую игру, жили ею. Наверное, и побеждали поэтому гораздо чаще.

ЗАРПЛАТА — ТАЙНА ЗА СЕМЬЮ ПЕЧАТЯМИ

Как удалось выяснить «Труду», премиальные за победу у футболиста одного и того же клуба премьер-лиги могут колебаться от 1,5 до 4 тысяч долларов в зависимости от индивидуального вклада в игру. И клубное руководство, разумеется, предпочитает не раскрывать подробности индивидуального премирования, чтобы они не отражались на атмосфере команды. Что же до зарплат, то в среднем в российской премьер-лиге она составляет около 30 тысяч долларов в месяц. Наиболее дорогие игроки обходятся клубам примерно в миллион долларов в год.

ФУТБОЛ ТОЖЕ УБЫТОЧЕН

Но самое интересное, что в нашем футболе, как и в хоккее, все без исключения клубы убыточны и не приносят никаких доходов. Ведь из чего складывается прибыль команд во всем мире? Из продажи прав на телетрансляции, реализации билетов и клубной атрибутики, а также из добровольных пожертвований спонсоров. Но на деле деньги приносит только благотворительность спортивных меценатов. Если благодетели исчезнут, то практически все клубы премьер-лиги будут разорены. Такой вот бизнес по-русски…

КСТАТИ

Президент Олимпийского комитета России Леонид Тягачев считает очень завышенными заработные платы отечественных футболистов и хоккеистов, сообщило недавно РИА «Новости». По его словам, представителей других видов спорта, которые завоевывают для России золотые олимпийские медали, обижает этот факт.

— За счет хоккеистов и футболистов, к сожалению, мы не слышим гимн нашей страны и не видим высоких мест. Люди, которые приносят славу нашей стране, не получают таких больших гонораров, — заявил глава ОКР.

ОДНАКО, ТЕНДЕНЦИЯ

Одна из главных тенденций мирового футбола — ограничение роста зарплат футболистов. «Весь рост футбольных доходов последних лет «съели» зарплаты футболистов, так и не дав приблизиться балансу клубов к благополучному уровню», — утверждает консультант Estin & Co Фабрис Руссо.

Сегодня УЕФА делает все для того, чтобы законодательным путем ограничить зарплаты игроков. «Эти ограничения — единственный шанс остановить смертельную спираль, по которой движется футбол», — утверждает президент Германской федерации футбола Герхард Кан-Ворфельдер.

«Труд» № 169 за 14.09.2006

***