Вчера министр обороны РФ Сергей Иванов посетил нижегородский авиастроительный завод «Сокол», в музее которого провел совещание на тему выполнения государственного оборонного заказа на 2006 год. Министр смог наглядно убедиться в том, как идет сборка военных самолетов, и сообщил, что Минобороны РФ не будет отказываться от поставок Як-130, который упал во время испытаний, так как «катапультные системы выполнены на высоком уровне». Кроме этого, гособоронзаказ региона в 2007 году вырастет до 13 млрд руб.

С подробностями —

Второй день визита заместителя председателя федерального правительства и министра обороны РФ Сергея Иванова был посвящен выполнению государственного оборонного заказа предприятиями Нижегородской области. Чтобы наглядно ознакомиться с изготовлением продукции ВПК, Сергей Иванов посетил нижегородский авиастроительный завод «Сокол».

В цех сборки министр вошел вместе с губернатором Валерием Шанцевым, руководством предприятия и несколькими военными. Гости остановились перед телеэкраном, на котором мелькали самолеты, и голос за кадром рассказывал о славном прошлом «Сокола» и «переходе от штучных заказов к серийному изготовлению» в настоящем. Сергей Иванов внимательно слушал и изредка шептался с губернатором. Особый интерес министра вызвал рассказ о новом учебно-боевом самолете Як-130. Слова о том, что «летчик на такой машине может о многом не думать, что пугает», вызвало у Сергея Иванова смех, который тут же поддержала группа сопровождения. Как только голос начал рассказывать о прорыве в гражданском авиастроительстве в виде семиместного М-101Т, министр отправился на экскурсию по сборочному цеху. Прессе следовать за гостями запретили силами службы безопасности.

Прилюдно министр интересовался только МИГ-29 УБТ, вокруг которого кипела работа. Около пятнадцати работников в чистых спецовках смотрели в недра машины. Согласно протоколу визита, министр должен был осмотреть самолет и побеседовать с рабочими. Однако Сергей Иванов обошелся без этого, быстро покинув сборочный цех, после чего энтузиазм работников около МИГ-29 УБТ несколько поутих. Ярко-оранжевый гражданский М-101Т вообще остался без внимания.

Совещание на тему выполнения государственного оборонного заказа на 2006 год было запланировано в заводском музее среди моделей самолетов. Министр начал совещание бодрым пятиминутным выступлением. «Нижегородская область — один из научно-промышленных центров страны, где сосредоточены предприятия по выпуску продукции военного и гражданского назначения. Сейчас мы рассматриваем возможности обеспечения их гособоронзаказом», — сказал Сергей Иванов. Впрочем, именно об этом просил губернатор Валерий Шанцев, выступая перед федеральным правительством с докладом, который запомнился только спором по поводу цирка и клоунов. По словам министра, «необходимо осуществить целый комплекс мероприятий по внедрению новой системы качества и сертификации выпускаемой продукции, а также ее послепродажного обслуживания». Так как с каждым годом федеральный бюджет выделяет все больше, то самой главной проблемой был назван кадровый голод предприятий оборонного комплекса. До 70% выделяемых средств, по словам министра, «будут потрачены на капитальные вложения». «А потому средства надо использовать эффективно и рационально», — сказал господин Иванов, предложив обсудить этот вопрос аудитории, состоявшей из руководителей нижегородских оборонных предприятий и военных. Прессе предложили покинуть помещение.

После двухчасового совещания министр сообщил, что объем государственного оборонного заказа на предприятиях Нижегородской области в 2007 году будет увеличен до 13 млрд руб., что на 30—35% больше по сравнению с 2006 годом. По его словам, в текущем году объем составлял 9,5 млрд руб., из которых 8 млрд руб. составляли прямые контракты с головными предприятиями оборонно-промышленного комплекса Нижегородской области, а остальные средства были получены за счет поставки нижегородскими предприятиями комплектующих. «Нет такого вида вооруженных сил в РФ, которые не закупили бы продукцию в Нижегородской области», — подчеркнул Сергей Иванов.

При этом он заявил, что авария самолета ЯК-130, произошедшая в Рязанской области в 2006 году во время его испытаний, не повлияет на решение Минобороны РФ о закупке самолета и постановке его на вооружении российской армии. По его словам, «испытания не могут проходить без сбоев». «Во время аварии летчики благополучно катапультировались, что говорит о том, что катапультные системы выполнены на высоком уровне», — серьезно сказал Сергей Иванов. Минобороны подтвердило решение о закупке до конца 2007 года установочной партии самолетов ЯК-130, а после проведения всех испытаний самолет будет поставлен на вооружение. Объемы закупок министр оглашать не стал.

ЮЛИЯ СУХОНИНА.

Коммерсантъ НИЖНИЙ НОВГОРОД №171 от 14.09.2006

Коммерсантъ

*