Последние дни года всегда наполнены особым смыслом. И хотя 28 декабря в календаре народном дата проходная, в календаре православном она значительна. Этот воскресный, предпоследний перед Рождеством Христовым день церковь посвящает воспоминаю о святых праотцах, ветхозаветных праведниках, уверовавших в пришествие Спасителя мира. Пройдет совсем немного времени и Рождество Христово возвестит: в мир явился сам Бог, чтобы спасти человечество. Без сомнения, эта притча звучит особенно актуально в наши дни, в канун новогодья.

А все новогодние праздники предваряет уже своим именем Аггей, чей день приходится в народном календаре на 29 декабря. В переводе с еврейского оно означает «праздничный». Но и на него в предпраздничной суете наши предки не забывали о народных приметах, которые определяли погоду ближайших недель. Так, если утром на Аггея большой мороз случался, они уверяли: продержится он и до Крещения. Если же Аггей иней сеет, укрывая деревья, святкам быть теплыми.

Православный календарь чтит 29 декабря память пророка Аггея, родившегося во времена плена вавилонского и ставшего десятым из малых ветхозаветных пророков. Два события стали предметом его пророческого служения: восстановление Иерусалимского храма и пришествие в мир Мессии — Спасителя. Это Аггей возвестил славу нового храма: в нем явится Христос.

Вероятно, библейская история о трех отроках — Анании, Азарии и Мисаиле, чей день народный календарь отмечает 30 декабря, не оказалась бы столь популярной в России, если бы в течение нескольких веков она не разыгрывалась принародно в Москве за неделю до Рождества. Название ее — «Пещное действо». Оно собирало огромные толпы зрителей. К разыгрыванию его подключались многие, внося в чинное представление элемент народного ряжения и бесовского веселья.

А история события, положенного в основу представления, вкратце такова. Вавилонский царь Навуходоносор был язычником и приказал как-то возвести золотого истукана высотой в 60 локтей. После этого собрал всех своих вельмож и подданных и приказал поклониться новому золотому идолу. Все пали ниц перед истуканом, и лишь Ананий, Азарий и Мисаил — юноши-христиане — не пожелали ему поклониться и стояли прямо. Разгневанный царь приказал бросить их в горящую печь, которую растопили жарче, чем обычно. Отроков ввели в раскаленную пасть печи, но огонь не коснулся их, ибо они находились под покровительством ангела. Юноши вышли из огня живыми и невредимыми. А царь, пораженный свершившимся чудом и мужеством юношей, приказал возвести их на высшие государственные должности и запретил под страхом смерти хулить кому бы то ни было христианского Бога.

Этого же числа — 30 декабря — православные христиане чтят пророка Даниила, одного из четырех великих пророков и автора пророческой книги о судьбах Израиля и всего мира. В ней рассказываются пророчества об Иисусе Христе и даже названа точная дата начала его служения. За несоблюдение языческих верований и обличение обмана жрецов он снискал много врагов. По приказу того же грозного вавилонского царя Навуходоносора Даниила бросили в ров с голодными львами. Но они не разорвали его: помогло Божье вмешательство, Даниил остался жив и невредим. Известно, что дожил пророк до 90 лет, а вот когда умер — неизвестно.

В обоих календарях, народном и православном, последний день года — 31 декабря — отмечает Модест. Так как приходится он на 18 декабря по старому стилю, на него разрешается вкушать пиво и мясо посвященного этому святому животного. Известно, что именно Модест считается покровителем скота и в свой день не будет в претензии, чтобы люди в предновогодний день могли отведать кусочек мяса.

В день Нового года принято говорить о времени. Как тут не вспомнить слова апостола Павла: «Поступайте осторожно…, дорожа временем, потому что дни лукавы». Истраченные деньги, прожитое состояние и даже пошатнувшееся здоровье могут вернуться, но потерянное время не вернется никогда.

Оттого-то не будет лишним привести слова на Новый год святителя Иоанна Златоуста: «Счастлив для тебя будет год во всем не тогда, как ты будешь пьянствовать в первый день, но и если и в первый, и в каждый день будешь делать угодное Богу… Если ты сделал добро, то день для тебя хорош, а если ты согрешил, то — худ и неразлучен с наказанием».

На порог вступает январь — году начало, зиме середка. Январь-батюшка год начинает, зиму величает, он зимы государь. Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает. И все же в этот первый месяц Нового года говорили: «Пришел январь, а он — весне дедушка».

Известно, холодные январи подряд почти не повторяются. Если январь в прошлом году был теплым, то январь наступающего года будет холоднее. Знал русский крестьянин и такое: сух январь — крестьянин богат, серый январь — хлебам беда. Коли в январе март, бойся в марте января. Если в январе частые снегопады и метели, то в июле частые дожди.

А пока Новый год подошел, 1 января — к весне поворот. По этому первому дню издавна узнавали характер следующих дней и месяцев, гадали об урожае, судьбе своей и близких людей.Если на Новый год небо звездное — к урожаю. На Новый год звезд густо — ягоды будут. Сильный ветер в этот день обещает урожай орехов, а звездная ночь — урожай гороха и чечевицы. На Новый год сильный мороз и мелкий снежок — к урожаю хлебов, а если тепло и нет снега — к неурожаю.

Гражданский Новый год — нововведение Петра Первого, издавшего в 1700 году Указ: Новый год в России считать не с 1 сентября, как ранее, а с 1 января. Он и повелел отмечать этот праздник разукрашенной елкой. И только в 1918 году был принят григорианский календарь, «новый стиль», по которому мы и живем сейчас.

Откуда же родом Дед Мороз, сказать трудновато. Одно известно, что в Европе и Америке называют его Санта-Клаус. Это англо-саксонское имя святого Николая. Но как бы его где ни называли, одно хорошо известно: в Новый год самое главное — наша любовь и уважение друг к другу. И конечно, веселье, без которого Новый год не живет.

Обычай весело встречать Новый год ведется с незапамятных времен и у других народов. Древние вавилоняне праздновали наступление Нового года и пировали потом 11 дней. Римляне после установления Юлианом начала года с 1 января тоже весело встречали его, принося жертвы Богу мира Янушу, делали друг другу подарки, наносили визиты. Очарование и магия первого дня служат основой целого ряда примет, относящихся к Новому году. Коли первый день в году веселый и счастливый, то и год будет такой же. Если в Новый год что- либо случилось с человеком, то будет случаться с ним целый год.

Девицы мечтали о замужестве и в первый день Нового года. Мели под Новый год под столами, а если попадалось зерно хлебное, так это к скорому замужеству. Для того чтобы узнать какого роста жених, шли под Новый год в сарай и брали первое попавшееся полено. Если большое — высок будет жених. В первый день Нового года девушки по обычаю старины одевались во все новое и продолжали переодеваться целый день. Это гарантировало ими обновы весь год.

Работать в первый день года никому не разрешалось. Да и народная примета не позволяла. Иначе в сплошном тяжелом труде весь год проведешь.

Знали наши предки и о том, что 1 января не следует платить долгов — весь год будешь расплачиваться.

А уж какая сытная и разнообразная еда готовилась и сейчас готовится к Новому году, говорить излишне. Главным угощением на столе русского человека испокон веков был молочный поросенок, свиная голова или просто кусок жареной свинины.

Во всех деревнях соседи, родственники, дети ходили из дома в дом под видом «сеятелей», бросали горсть зерна в красный угол и выкрикивали: «Сею, вею, подсеваю, с Новым годом поздравляю!»

Заметим, что для православных христиан первый день года проходит без особых торжеств — ведь идет еще Рождественский пост. Потому-то и новогодний стол в таких семьях состоит из постных блюд. Так как пост этот не строг, то готовились обычно рыбные блюда, если праздник Нового года приходился на субботу и воскресенье. А по вторникам, четвергам /кстати, нынешний Новый год приходится именно на четверг/, субботам и воскресеньям разрешено растительное масло и вино.

Все дни, предшествующие Рождеству Христову — предпразднество, подготовка к грядущему торжеству. В православных храмах поются песнопения, как бы подготавливающие встречу праздника.

А 2 января церковь отметит день памяти молитвенника русской земли Иоанна Кронштадтского, одного из наиболее почитаемых в России святых пророков. Иоанну верующие молятся для спорости в науках, при начале познания грамоты и о просвещении разума.

3 января православный календарь отмечает день памяти святого Петра, митрополита Московского, который управлял Русской церковью в тяжелые годы татарского ига. Незадолго до смерти митрополитом был заложен Успенский собор Кремля.

Ну а теперь остается поздравить еще некоторых именинников предновогодних дней и первого дня 2004 года. 28 декабря — именинник Трифон, а 1 января — Илья и Тимофей могут отпраздновать свой день ангела. 2 января — день ангела у Игнатия и Ивана, 3 января — у Ульяны.

ИТАР-ТАСС

*