Побывавший вчера в Нижнем Новгороде вице-премьер Сергей Иванов вряд ли заметил, что на улицах, по которым несся его кортеж, многие светофоры были выключены. Как стало известно «НИ», власти заранее погасили официальные светофоры. Гореть остались те, что считаются «коммерческими» и никакой пользы движению в городе не приносят. Накануне мэр Нижнего обрушился с критикой на засилье «частных» электронных регулировщиков.

В центре города светофоры стоят через каждые 150–200 метров. Страсть к самостоятельной регулировке автомобильных потоков охватила не только Нижний Новгород. В Москве, например, многие владельцы магазинов и бензозаправок предпочитают более дешевый, чем светофоры, способ – установку «лежачих полицейских».

В год в Нижнем Новгороде появляется по нескольку новых «коммерческих» светофоров. Установка каждого обходится в 400 тыс. рублей, но это предпринимателей не останавливает. В том, что новый светофор поставлен по желанию какого-нибудь владельца крупного торгового дома, признаются сами сотрудники ГИБДД. В областном ГИБДД не скрывают, что «желания некоторых юридических и физических лиц совпадают с требованиями ГОСТа».

Собкор «НИ» решил проверить необходимость светофора, расположенного на площади Ленина. Прибор появился несколько месяцев назад по желанию владельцев расположенных рядом отеля и торгового центра «Аврора». В течение 20 минут на перекрестке со стороны торгового центра не возникло ни одного затора – лишь несколько десятков автомобилей воспользовались светофором и свернули к торговому центру. Чего не скажешь об основной дороге, практически забитой машинами. Кстати, за время наблюдения улицу здесь не пересек ни один пешеход.

«Надоели ситуации, когда коммерсанты устанавливают для более удобного подъезда автомобилей к своим магазинам светофоры, а мы их содержим», – негодует мэр Вадим Булавинов. Он добился, чтобы роль заказчика светофоров со следующего года передали от ГИБДД в городской департамент транспорта.

Но за светофоры вступились сотрудники ГИБДД. «В соответствии с требованиями национальных стандартов сегодня в Нижнем Новгороде не хватает как минимум 90 светофоров, поэтому просто так взять и убрать уже существующие невозможно», – заявил «НИ» начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения областного ГИБДД Игорь Михайлушкин.

В Москве, как говорят автомобилисты, «лишних» светофоров меньше. Тем не менее недавно один такой появился на Пречистенке. Зато столичные власти вообще не признают такой проблемы. «Никаких «коммерческих» светофоров нет и быть не может, поскольку все они входят в единую систему организации дорожного движения, – заявила «НИ» пресс-секретарь Департамента транспорта и связи Москвы Мария Проценко. – Установка светофора – процедура непростая и занимает около двух лет. Необходимо проектное решение, его обоснование и много еще чего. Просто иногда по ошибке «частными» называют светофоры, установленные возле крупных коммерческих объектов. Они действительно могут устанавливаться за счет средств инвестора, но это согласовывается с властями еще на стадии утверждения проекта строительства. А потом светофор передается на баланс города».

Очевидно, что ни один коммерсант не станет тратить огромные суммы на светофор, если он не окупит затраты. Поэтому рядовые предприниматели предпочитают «лежачих полицейских». Эта мера раздражает водителей гораздо сильнее – ведь речь идет уже о причинении ущерба машине.

«По пути на работу я съезжаю с Третьего кольца в Лефортово, на Красноказарменный проезд, однако на основной дороге часто случаются пробки, поэтому я сворачиваю в переулок, идущий по краю парка, – говорит «НИ» москвич Александр Корнев, владелец автомобиля Ford. – Дорога бежит мимо заправки, напротив которой всегда был небольшой «лежачий полицейский». Но в этот понедельник я обнаружил, что «полицейский» резко подрос – сантиметров на 20 минимум. Я успел сбросить скорость, но все равно машину ощутимо тряхнуло – словно с бордюра спрыгнул. Уверен, что этот холмик «нарастили» хозяева заправки».

Согласно ГОСТу, искусственная неровность не должна превышать в высоту 10 сантиметров, но может быть 5 и 7 сантиметров, в зависимости от ограничения скорости. Правда, в разных городах могут быть свои требования к «лежачему полицейскому».

Два года назад столичная ГИБДД озаботилась этой проблемой и провела масштабную кампанию по борьбе с «лежачими «оборотнями». Однако с тех пор обстановка на столичных улицах, похоже, только ухудшилась. И разобраться с незаконными помехами на дороге рядовые водители могут либо через суд, либо через правоохранительные органы.

"Новые Известия"

***